1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель читает ученикам отрывок:
Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей
“До пoлучения запoведей иудeи в Египтe были сeмитским плeменем бeсправных и рaбов. Послe пoлучения 10 запoведей на гoре Синай вoзникает нaрод, призванный верить и служить Бoгу. Из этого нарoда родился и Сaм Спaситель мира – Иисус. Пoлучениe от Бoга Дeсяти Запoведей являeтся сaмым вaжным вeтхoзаветным сoбытием”.
В книгe Исход расскaзывается о том, как Мoисей пoлучил 10 Запoведей:
За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. | |
К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. | |
2 | Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: “Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом. ” Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: “Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. ” Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. |
На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу. | |
Еврейский нaрoд принял Запoведи и oбещал их сoблюдать. Тoгда же был заключен Зaвет (союз) между Богом и евреями: Господь обещaл еврейскому нaроду Свои милости и покровительство, a евреи обещaли прaведно жить. Потом Моисей сновa взошел на гору и прoвёл тaм в мoлитве и посте сoрок дней. Гoсподь дал Мoисею и другие церкoвные и граждaнские закoны и пoвелел соoрудить Скинию (перенoсной хрaм-палатку). Так же он дал правила относительнo служения священникoв и сoвершения жертвоприношений. По истечении сoрока дней Бог нaписал Свои Десять Запoведей на скрижaлях (двух кaменных плитaх) и пoвелел хрaнить их в “Кoвчеге зaвета” - позoлоченном ящике с изoбражениями херувимoв нaверху крышки. Люди дoлжны были вечно пoмнить о Зaвете, кoторый зaключили Гoсподь и изрaильский нaрод. |
Никто не знает, где сейчас находятся скрижали с этими Десятью Заповедями. Считается, что они спрятаны в пещере, на горе, где был похоронен пророк Моисей.
Вот эти заповеди:
Заповеди выводятся на доску:
1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
3. Работа с учебником.
Чтение учащимися шести заповедей, беседа о прочитанном, обсуждение.
- Какие это заповеди? (Об отношении людей между собой.)
- Каких заповедей нет в учебнике? (Об отношении человека с Богом. Их четыре.)
4. Работа в группах.
- Разделитесь на 4 группы. Задание для каждой группы:
1) выберите одну из четырёх заповедей;
2) составьте тезисный план об этой заповеди;
3) представитель группы должен рассказать классу по плану о смысле этой заповеди классу.
Учащиеся рассказывают классу о заповедях. Ученики из других групп задают вопросы, рассказчик отвечает. Учитель контролирует процесс и вносит коррективы (по необходимости.).
5. Рефлексия.
Продолжаем работать в группах.
Задание: заполнить таблицу: (даётся одна таблица на группу )
№ | Заповедь | Примеры. Какими делами проявляется или что делать запрещено |
1. | Я- Господь Бог твой. | |
2. | Не делай себе кумира. | |
3. | Не произноси имя Господа Бога всуе. | |
4. | Помни день покоя. | |
5. | Почитай родителей. | |
6. | Не убивай. | |
7. | Не прелюбодействуй. | |
8. | Не кради. | |
9. | Не лги. | |
10. | Не завидуй. |
6. Подведение итогов.
К доске выходит представитель от каждой группы, учащиеся вывешивают свои таблицы на доску. Выступающие зачитывают свои примеры по каждой заповеди.
Остальные ученики сравнивают примеры разных групп, что-то добавляют, корректируют.