Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в преодолении нарушений звукопроизношения посредствам дидактических игр

Разделы: Логопедия


Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.

В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Презентация.

Рекомендации для организации речевых игр и упражнений

  1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  3. Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  4. В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  5. Выигравший должен быть отмечен.
  6. В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  7. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

Игры на выявление у детей простейших представлений

  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

  • Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра “Построим домики и посадим рядом деревья”

Дидактическая цель. Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

Оборудование.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

- гриб с большой шляпкой на толстой ножке;

- гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Содержание и ход игры.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Игра “Наоборот”

Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий “толстый”, “тонкий”, “широкий”, “узкий”, “большой”, “маленький”, “тяжелый”, “лёгкий”, “длинный”, “короткий”.

Содержание и ход игры.

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ
Дом зайчик
Корабль стульчик
Самолёт колокольчик
Гриб шапочка

2 вариант

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГ РЕБЁНОК
Толстый тонкий
Большой маленький
Высокий низкий
Глубокий мелкий
Тяжелый лёгкий
Широкий узкий
Длинный короткий

Игра “Закончи предложение”

Дидактическая цель.Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: “выше”, “ниже”, “толстый”, “тонкий”, “высокий”, “низкий”. Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Содержание и ход игры.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза... (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы... (тоньше ствола дуба).

Игра “Фигуры высшего пилотажа”, или “Мы учимся летать”

Дидактическая цель. Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование. Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Содержание и ход игры.

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: “вверх”, “вниз” и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра “Геометрические фигуры”

Дидактическая цель. Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Содержание и ход игры.

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГ ДЕТИ
Имеет ли круг углы? Нет
Сколько углов у квадрата? Четыре
Сколько углов у треугольника? Три
Равны ли все стороны у квадрата или нет? Равны, одинаковы
Все ли стороны у треугольника равны? Нет

Вариант 1

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет (“геометрический диктант”).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Вариант 2

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Вариант 3

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 “Отгадай загадки Буратино”

Цель. Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Содержание и ход игры.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 “Сконструируй из геометрических фигур предметы”

Цель. Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

  1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.
  2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).