Цель урока: научить выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики заболеваний позвоночника, развивать подвижность позвоночного столба через выполнение акробатических упражнений.
Знать: понятия: “Осанка. Правильная осанка. Неправильная осанка”, о причинах и последствиях нарушения осанки, содержание общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки, о значении акробатических упражнений для укрепления мышц спины.
Уметь: определять индивидуальную осанку, отбирать упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины, выполнять акробатические упражнения: гимнастический мост, кувырок вперед – назад, стойка на лопатках, соблюдать технику безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Методы и приемы:
- Подводящий диалог;
- Проблемный диалог;
- Практический метод;
- Словесный метод;
Наглядный метод: непосредственный показ, опосредованная наглядность (карточки, плакаты)
- Диалог;
- Задания.
Формы работы учащихся:
- Фронтальная;
- Групповая.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебники “Физическая культура” 5-7 кл. авторы М.Я.Виленский и др.
- Раздаточный материал (карточки);
- Скамейки гимнастические;
- Палки гимнастические;
- Маты гимнастические;
- Мешочки с песком;
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: урок образовательно-обучающей направленности
Планируемые результаты:
Предметные:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений корригирующей направленности;
- выполнять акробатические упражнения: гимнастический мост, кувырок вперед – назад, стойка на лопатках.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;
Регулятивные:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Познавательные:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Коммуникативные:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Ход урока
Этап урока | Задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Вводная часть – 7 минут | ||||
Организационно- мотивационный | Организовать детей на деятельность | 1. Построение в одну шеренгу. | Обучающиеся строятся в одну шеренгу на месте построения. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; |
2. Приветствие. 3. Проверка готовности обучающихся к уроку, создание эмоционального настроя на изучение материала. 4. Перестроение из одной шеренги в три шеренги |
Отвечают. Слушают. |
|||
5. Элементы строя: - налево; - кругом; - направо. |
Выполняют действия в
соответствии с командами. При выполнении
последней команды остаются лицом к плакату
“Виды осанок” Выстраиваются группой |
|||
6. Разделение на 3 группы на заранее обозначенных точках | ||||
Актуализация знаний | Актуализировать знания детей по видам осанки, признакам неправильной осанки | Проблемный диалог Ребята, кто из вас знает, что такое осанка? Ребята, какие виды осанки вы знаете? Демонстрация рисунка № 1. |
Привычная поза человека в положении
стоя, сидя или во время ходьбы Правильная, неправильная |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; |
Как вы считаете, на каком рисунке изображен человек с правильной осанкой. | На 5 рисунке | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. |
||
По каким признакам вы определили, что эта осанка правильная? | Голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут. | |||
А как выглядит человек с неправильной осанкой? | Голова излишне запрокинуты назад или опущена вперед, плечи сведены вперед, спина сутулая, грудная клетка запавшая, живот выпячен. | |||
Зачеркните все варианту неправильной осанки. | Один из детей, получает маркер и выполняет задание учителя | |||
Как вы думаете, что является причиной того, что у человека нарушается осанка? | Большой вес школьного портфеля; Несоответствие мебели росту ребенка; Нарушение зрения; Недостаточная двигательная активность; Слабое развитие мышечного корсета |
Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; |
||
Демонстрация рисунка № 2 | Коммуникативные: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. |
|||
Ребята, а что, по вашему, происходит
с внутренними органами, если у человека
неправильная осанка? Демонстрация рисунка № 3 |
Смещаются, сдавливаются, нарушается кровообращение, возникают болезни | |||
Постановка темы и цели урока | Сформулировать вместе с детьми тему и цель | Да, действительно, все
перечисленные вами причины, правильные. Как вы считаете, какая часть нашего скелета обеспечивает нам вертикальное положение тела? |
Позвоночник |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; |
Демонстрация рисунка № 4.
Правильно, позвоночник, состоящий из состоит из отдельных позвонков, которые обеспечивают ему большую подвижность. |
Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; |
|||
Ребята, а за счет чего позвоночник
удерживается в вертикальном положении? Демонстрация рисунка № 5. Следовательно, для того чтобы позвоночник был всегда в правильном положении, что мы свами должны делать? А, с помощью чего мы решим эту задачу? Ребята, кто попробует сформулировать тему и цель нашего занятия? |
За счет мышц
Укреплять мышцы спины
С помощью физических упражнений Дети выполняют формулирование темы и цели занятия. |
Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; |
||
Открытие новых знаний | Ребята, как вы думаете, какие упражнения рекомендуется выполнять для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки? | Наклоны, повороты, упражнения в ходьбе, упражнения с утяжелением. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; |
|
А, в каком темпе нужно выполнять упражнения? | Плавно, в чуть замедленном темпе, без скачков и рывков | |||
Ребята, перед вами физические
упражнения. Рассмотрите их внимательно, отберите
упражнения, которые будут помогать нам достигать
поставленной цели: Ходьба Бег Упражнения с гимнастическими палками Упражнения с большим весом Акробатические упражнения: кувырки, мосты, стойки Упражнения с прогибами позвоночника назад Упражнения для пресса с подъемом туловища Упражнения со скручиванием туловища |
Ребята работают в группах. Оставляют важные, на их взгляд, упражнения. | Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; |
||
Почему именно эти упражнения вы оставили? | Дети обосновывают свой выбор. | |||
Подготовительная часть – 6 минут | ||||
Применение знаний на практике | Сформировать у детей умения правильно выполнять упражнения для формирования правильной осанки | Молодцы. Вы правильно выбрали
упражнения. А теперь мы их выполним. Построение детей в одну шеренгу. Организация ходьбы по залу. Организация разбора мешочков. |
Дети выполняют действия, во время ходьбы берут по одному мешочку |
Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. |
Упражнения на формирование
правильной осанки с мешочком на голове: Ходьба с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Ходьба на носках руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за спиной. Ходьба на носках, перешагивая препятствия, руки на пояс. Ходьба по скамейке, бревну на носках, руки в стороны. |
Дети выполняют упражнения, продвигаясь друг за другом на расстоянии вытянутых рук. | Коммуникативные: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. |
||
Организация уборка инвентаря. | Дети, проходя, складывают мешочки в корзину. | |||
Организация беговой разминки: На носках, руки на пояс Приставным шагом, руки на пояс. Шагом польки, руки на пояс. |
Дети выполняют бег, соблюдая правила передвижения в колонне. | |||
Проведение ходьбы с восстановлением дыхания. | Дети выполняют глубокие вдохи носом и выдохи ртом. | |||
Организация построения для ОРУ. | Проходя, дети берут гимнастическую палку в правую руку и кладут ее на правое плечо, перестраиваются в три колонны через центр | |||
Проведение комплекса ОРУ с
гимнастическими палками.
Смыкание к правофланговому. |
Дети выполняют комплекс упражнений обращая внимание на сохранение правильной осанки. | |||
Уборка инвентаря. | Уборка гимнастических палок, передавая друг другу. Правофланговый относит палки в место хранения. | |||
Основная часть – 22 минуты | ||||
Ребята, какова цель нашего занятия? | Научиться отбирать и правильно выполнять упражнения на укрепление осанки | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; |
||
Какие еще упражнения мы определили для укрепления и сохранения осанки? | Акробатические упражнения: кувырки, стойки, мосты. | |||
Какой инвентарь нам нужен для работы? | Гимнастические маты | |||
Ребята, кто напомнит правила переноски гимнастических матов? | Держать за ручки с 4 сторон, нести, не соприкасаясь с полом, укладывать аккуратно | Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Коммуникативные: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. |
||
Подготовка мест занятий для выполнения акробатических упражнений. | Дети разделены по группам. Каждая группа готовит место занятия, соблюдая технику безопасности и демонстрируя бережное отношение к инвентарю. | |||
Ребята, давайте вспомним технику безопасности при выполнении акробатических упражнений. | При выполнении кувырка не вставать
на голову, активно толкаться ногами. Начинать упражнение только после того, как закончит предыдущий. После выполнения упражнения встать в конец колонны. |
|||
Выбор старших в группе, объяснение
функций исходя из ролей, выдача заданий: 1 группа – кувырок вперед – перекат в группировку лежа – стойка на лопатках. 2 группа – кувырок назад – перекат в группировку лежа – гимнастический мост. 3 группа – упор присев - стойка на лопатках – упор присев – кувырок вперед. |
Дети самостоятельно выбирают
старшего в группе. Слушают, задают вопросы. Анализ детьми полученного задания, выполнение, самоконтроль. |
|||
Разъяснение режима работы. Разведение занимающихся к местам занятий. Работа на станциях. Переход на другую станцию по звуковому сигналу. Осуществление контроля. Уборка инвентаря. |
Контроль за дисциплиной осуществляет старший в группе. | |||
Заключительная часть – 5 минут | ||||
Итог | Обобщить знания детей | Сбор детей в круг. Итак, ребята, какую тему мы сегодня с вами изучили? |
Дети строятся в обозначенный круг “Упражнения для коррекция осанки” |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми; |
Какую цель мы ставили перед собой? | Научиться отбирать и правильно выполнять упражнения на укрепление осанки | |||
Смогли мы ее достичь? | Да | Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; |
||
- Что такое осанка? - Как влияет осанка на здоровье человека? |
Дети отвечают | |||
- А сейчас, давайте каждый из вас
оценит свою работу на уроке, встаньте, пожалуйста,
возле кругов разного цвета. Хорошо! |
Зеленый круг – я научился
отбирать и выполнять упражнения Желтый круг – я научился выполнять упражнения, но не научился их отбирать Красный круг – я не научился отбирать и выполнять упражнения |
|||
Построение в одну шеренгу. Организованный уход из зала. |