Оценка образовательных результатов проектной деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки


В последние годы в рамках проводящихся реформ в сфере образования большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой деятельности - умение добывать и обрабатывать информацию, умение конструировать новое знание, и использовать его для решения образовательных, производственных задач. В связи с этим особую актуальность приобрела проектная деятельность школьников. Учителя иностранных языков также организуют проектную деятельность школьников на своих уроках, что помогает показать практическую ценность изучения языка, повышает уровень владения учащимися не только предметными, но и оргдеятельностными навыками.

Что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

 Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В процессе создания образовательного продукта, каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте неизбежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При изучении одних и тех же для всех учеников образовательных объектов, школьники конструирует субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Например, познавая подсолнух – реальный образовательный объект, один ученик формулирует идею подсолнуха как символ солнца, другой – как источник семян новых растений, третий – как пищи для людей и животных. Разные образовательные продукты познания одного и того же объекта свидетельствуют не об их ошибочности, а о различных образовательных позициях и траекториях учеников. Субъективность познания означает, что каждый ученик проникает в глубины своего идеального мира, расширяет соответствующую индивидуальную сферу своего личностного потенциала.

Ядром образовательного процесса, на мой взгляд, является следующий подход - от мотивированной деятельности ученика по освоению реальности, в его внутренним приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений.

Для характеристики образовательной деятельности обычно применяются следующие понятия:

  • изучение, обозначающее “постичь учением, усвоить в процессе обучения”
  • усвоение, трактуемое как “основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта”
  • познание, то есть “процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания”

Не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества. Одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика – руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке образовательных достижений. Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему проекта, что я понял и чему научился, как я её выполнял, что явилось для меня новым, какие у меня возникли трудности, как я их преодолевал. Ответы на эти вопросы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.

Другим важным фактором “творческости” ученического образовательного продукта является его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у ученика. С этой точки зрения, продукт может быть:

  • Создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом
  • Создан в заданном направлении, с неизвестным ученику и учителю результатом
  • Новым по отношению к специалистам в данной области.

В ходе обучения происходит контроль и оценка текущей образовательной продукции учащихся. Как же оценить проектный продукт корректно?

Предварительно разработанные критерии необходимо предъявить учащимся, а они в свою очередь станут своеобразным ориентиром на положительный результат.

Таким образом, проектную деятельность учащихся необходимо оценивать по предварительно разработанным критериям, которые должны быть предъявлены учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат.

В качестве основных элементов анализа ученических работ можно взять такие критерии оценки: целеполагание, планирование, видение фактов, экспериментальные способности, формулирование вопросов, отыскание версий ответов, рефлексивные способности.

  • Формулирование учеником цели (способности целеполагания; репродуктивная, познавательная, исследовательская, реалистичность цели, возможность её проверки, ценность, значимость цели, ёмкость, полнота цели)
  • Планирование деятельности (способности к самоорганизации: есть простой план, состоящий из 2-5 пунктов, план корректируется по ходу работы)
  • Отыскание фактов об объекте (способности видения объекта: 3 факта - 0 баллов, 4-7 фактов - 2 балла, более 8 фактов - 3 балла)
  • Опыты (способность осуществлять эксперимент)
  • Формулирование вопросов и проблем (способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы)
  • Версии ответов, гипотезы (способность предсказания, моделирование результатов)
  • Рефлексивные способности

Рассмотрим в качестве примера работу учителя и учеников над проектом

“MY FAMILY” во 2 классе

Памятка - рекомендации “Особенности организации проектной деятельности”

- Определите цель, задачи проекта;

- Открывайте новые знания!

- Исследуйте, изучайте!

- Выбирайте пути решения возникших проблем.

- Проявите самостоятельность, инициативность, креативность!

1. Ученик изучает и осваивает свой образовательный объект;

2. Создает в результате свой образовательный продукт;

3. Сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;

4. Переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;

5. Процесс сопровождается рефлексией. На ее основе происходит оценка, самооценка.

Разработка проекта “MY FAMILY”

  • Визитная карточка проекта.
  • Исследовательский проект

Тема: “My family” (2 класс)

Цель – создание семейного древа.

Задачи:

  • собрать и обобщить материал о семье;
  • закрепить знание лексических единиц по теме;
  • развивать основы самоконтроля и самооценки;
  • формировать умения представления информации в удобном для восприятия виде.

“Итоговый продукт” - семейное древо.

По тематическому учебному плану соответствует: 2 класс, Unit 6 “I love my family”

Lesson 7-8.

Проблемы, вопросы, которые могут стать основополагающими в рамках проекта:

  • Члены семьи.
  • Возраст
  • Что умеют делать члены вашей семьи?
  • Подобрать фотографии членов семьи.

Внешние и внутренние образовательные продукты, которые должны стать результатом проекта “My family”

Внешний продукт Внутренний продукт
Освоение реальности:

Семейное древо

Личные приращения

освоение культурно - исторических достижений:

любознательность

эрудированность

способность к анализу и синтезу

способность находить аналогии

Требуемые ресурсы:

  • Учебник “MILLIE 2”
  • рабочая тетрадь к учебнику
  • бумага
  • краски

Форма работы - индивидуальная.

Презентация проектов учащихся:

Критерии оценки проекта:

  • Анализ ученических творческих работ
  • Анализ уровня развития личностных качеств ученика
  • Анализ рефлексивных самооценок учащихся
  • Анализ качественных характеристик

Лист оценивания проектных работ учащихся.

Анализ ученических творческих работ

(каждый параметр оценивается по 10-балльной шкале)

Анализ уровня развития личностных качеств ученика

(5-балльная шкала)

Анализ рефлексивных самооценок учащихся

(3-балльная шкала)

Анализ качественных характеристик

(каждый параметр оценивается по 3-балльной шкале)

степень творчества работы

оригинальность работы

новизна

уровень профессионализма

полезность и значимость работы для автора и для других людей

трудоёмкость работы

качество оформления работы

высокий - 5

выше среднего - 4

средний - 3

ниже среднего - 2

низкий - 1

количество выделенных учеником личных образовательных продуктов

степень выражения личностных качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки

когнитивные

(структурирование знаний, получение знаний и опыта в проектной деятельности)

физиологические

(самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к миру)

креативные

(наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта).

Оргдеятельностные

(постановка целей, прогнозирование результата, самооценка)