Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний по изучению темы “Слитное и раздельное написание [Не] с разными частями речи”.
Задачи:
- закрепление навыка слитного и раздельного написания [не] со словами разных частей речи;
- развитие умения анализировать и сопоставлять информацию;
- развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
II. Определение темы, целей и задач урока
- Здравствуйте, ребята!
Каждый день в школе вы трудитесь НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, вам бывает НЕЛЕГКО, порой вы выполняете НЕПОСИЛЬНЫЕ задания, иногда НЕПРАВИЛЬНО, НЕ БЕЗ ЭТОГО... Переживаете из-за НЕУДАЧ... Сегодня у нас НЕПРИВЫЧНЫЙ урок – открытый. У нас гости – поэтому НЕ ОДИН учитель перед вами, а сразу НЕСКОЛЬКО пришли посмотреть на вас. От этого, возможно, чуть-чуть НЕ ПО СЕБЕ, но, НЕСМОТРЯ НА присутствие учителей, вам НЕОБХОДИМО проявить себя, раскрыть свои НЕДЮЖИННЫЕ таланты. Вам НЕКОГДА скучать, вопросы на уроке будут НЕ ЛЕГКИМИ, а трудными. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ, НЕ БОЙТЕСЬ НЕПРАВИЛЬНОГО ответа. Знайте: НЕ ОШИБАЕТСЯ тот, кто ничего НЕ ДЕЛАЕТ.
- Догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание НЕ с разными частями речи)
- Нет? Тогда обратим внимание на доску.
На доске - несколько примеров.
1.(не) обладающий талантом
2.поступил (не) по-товарищески
3. (не)посеянная пшеница
4.(не) лепица
5.(не) седьмой класс
6.(не) знал причины
7.(не) думая о трудностях
8.(не) мне сказали.
- Определите, на какую орфограмму подобраны примеры? (Правописание НЕ с разными частями речи) Именно эта орфограмма станет предметом нашей работы на уроке сегодня. Мы изучали эту орфограмму с 5 по 7 классы, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня - ? Попробуйте определить цель и задачи нашего урока. (Систематизируем все теоретические сведения по правописанию [Не] с частями речи). Чуть позже мы вернёмся к данным примерам (записанным на доске), а сейчас займемся систематизацией материала, который мы знаем по этой теме. Работать будем в группах.
III. Обобщение теоретических сведений (групповая работа)
2 Группам выдаются формулировки правил слитного и раздельного написания НЕ. Каждая группа должна выбрать только те формулировки, которые относятся к их части речи и оформить на доске схему.
- 1 группа: НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О и Е
- 2 группа: НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными
- 3 группа: НЕ с глаголами, деепричастиями, числительными и местоимениями
Каждой группе выдаются карточки с формулировками правил:
- слитно
- раздельно
- без [Не] не употребляется
- можно заменить синонимом
- наличие противопоставления с союзом а
- есть пояснительные слова далеко не, вовсе не, отнюдь не ничуть не...
- полное отрицание
- наречия НЕ на – о, - е
- есть предлог между НЕ и словом
- нет предлога между НЕ и словом
- нет зависимых слов
- есть зависимые слова
- краткая форма
- всегда раздельно
Каждая группа представляет результат работы – схему – на доске.
- Вы успешно справились с заданием, но не кажется ли вам, что не хватает чего-то важного? (Правильно, примеров).
- Обратимся к примерам, записанным на доске. Выберите из них только те, которые имеют отношение к вашей схеме, и придумайте на каждый случай еще по одному примеру.
- Чтобы завершить теоретическую часть, выполним задание “верные – неверные утверждения”. Я читаю утверждение, вы поднимаете зеленые карточки, если оно верно, и красные, если неверное утверждение.
“Верно” - “Неверно”
1. НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется. 2. Слово НЕВЕЖЕСТВО пишется с НЕ раздельно.
3. НЕ с наречиями на О и Е всегда пишется раздельно.
4. НЕ с числительными всегда пишется раздельно.
5. В предложении НЕШИРОКАЯ, А РЫБНАЯ РЕКА НЕ пишется раздельно.
6. Не с одиночными причастиями пишется слитно.
7. НЕ с отрицательными местоимениями пишется слитно, если нет предлога.
8. Слово НЕ ДУМАЯ пишется с НЕ слитно.
9. В словосочетании ЕЩЕ НЕ РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА НЕ пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово.
10. НЕ с прилагательными и наречиями на О и Е пишется раздельно, если есть пояснительные слова ДАЛЕКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и др.
IV. Закрепление материала.
Практическое применение теории по теме урока
Раскройте скобки, объясните написание.
(Не)лепый; (не)широкая, а узкая река; (не)широкая, но рыбная река; (не)крикнул; (не)вызывая; (не)урожайный год; ничуть (не)глупый; я (не)гений; (не)по-зимнему одет; (не)годуя; (не)навидеть; (не)я; (не)каждый; (не)двадцать пятый; (не)у кого; (не)кого; (не)существующий мир; (не)написанное вовремя письмо; статья (не)продумана.
Объясните смысл пословиц. Какое отношение они имеют к теме урока?
- Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного (не) поймаешь.
- Не в свои сани (не) садись.
Решите анаграммы и ответьте на вопрос: “Что общего у этих слов?” (все пишутся слитно с НЕ, так как без НЕ не употребляются).
циленепа нелепица жнеаве невежа днегу недуг дажневе невежда дывенгоз невзгоды
Решите тест (самостоятельная работа)
1) Найди четвертое лишнее:
а) (не)здороваясь б) (не)завлекая в) (не)навидя г) (не)чувствуя
2) Найди четвертое лишнее:
а) (не)надолго б) (не)крепко в) (не)закрыто г) (не)лепо
3) НЕ пишется раздельно:
а) (не)изученный материал б) (не)забудка в) ещё (не )продуманный ответ
г) (не)опасное существо
4) Найди ошибку:
а) далеко неполный ответ б) путь недлинный, а короткий в)почуять недоброе г) не забывший обо мне
5) Выберите правильный вариант: а) не взгоды б) конверт не заклеен в) не пришитый воротничок г) не званый гость
Самоконтроль – проверьте себя сами (ответы записаны на доске).
V. Подведение итогов урока
- Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]? (Определить часть речи, а уж потом применить правило).
Рефлексия: допишите предложения на контрольных листах, оценив свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке я узнал...
- У меня хорошо получается...
- Я испытываю затруднения...
VI. Д/з на выбор
1). Первый вариант. На следующем уроке мы будем писать словарный диктант по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”. Если вы дома правильно раскроете скобки и вставите на карточке пропущенные буквы, то сможете не только подготовиться к диктанту, но и прочитать зашифрованное послание к вам (“Удачи на диктанте!”).
Карточка с домашним заданием
1. (Не) пиш...щий, а читающий ученик.
2. Я (не) нашёл, что сказать.
3. (Не) наше пока это дело.
4. (Не) такой я тебя пре...ставлял.
5. (Не) выск....занный упрёк светился в глазах героини.
6. Абсолютно (не)успевающий ученик.
7. Вале (не) было ску...но.
8. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает. 5
9. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
10. Мост ещё (не) построе(н, нн).
11. Дружба с ним была д...леко (не) легка.
12. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
13. В детстве Чехов был (не) истощим на выхо...ки.
14. Н...чуть мы (не) злые, даже добрые
15. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
16. (Не)ак...уратно пришил пуговицу.
17. Гол забил (не) шес...надцатый игрок, а первый.
18. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
19. (Не)ч..янно разбить вазу.
20. Домашнее задание (не) было реше...о.
21. Кук (не) сумел бы о...крыть Гавайские острова, (не)переплыв два океана.
22. Шум её веретена (не)прерывал тишину св...тлицы.
2).Второй вариант. Составить рассказ на тему “Школа” из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить письменно правописание этих слов.