Цель: познакомить с вычислительным навыком делением с остатком, подвести к выводу, что при делении остаток всегда меньше делителя
Задачи:
- учить детей производить деление с остатком ;
- формировать у детей представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя;
- учить детей формулировать проблему и находить правильное решение;
- развивать умение работать в паре, выполнять самоконтроль и самооценку;
- создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Личностные результаты:
- самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;
- учить самостоятельно, оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- высказывать свою версию решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- делать отбор информации для решения задачи;
Коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:
- формулировать правило деления с остатком;
- знать таблицу умножения;
- учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком;
- продолжить совершенствование вычислительных навыков;
- развивать умения решать текстовые задачи.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор; индивидуальная карта обучащихся.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Слайд № 1
II. Актуализация знаний
1. Математическая разминка.
Сегодня мы будем работать по индивидуальным картам и каждое задание будем оценивать по баллам. За устные ответы буду раздавать житоны.
Выполните задание № 1 под буквой "а".
а) Запиши выражения:
- Самое большое двузначное число разделить на самое большое однозначное
- Делимое 6дес 8 ед делитель 17
- 8 дес уменьшить в 2 раза
- Частное чисел 42 и 14
Проверка с проектора Слайд 2
- Уменьши 90 в 10 раз
- Во сколько раз 9 больше 2
Запиши количество баллов
(кто записал правильно все выражения 6 б)
Что общего в выражениях?
- Все выражения на деление
2. Работа по таблице ЗХУ
Вспомните и запишите в графу “Знаю” всё, что известно по теме “Деление”
(Ответы детей )
3. Работа в индивидуальной карте № 1 часть б
б) Найди их значения и найди лишний пример и поставь рядом с ним вопрос
Проверка по слайду № 2 (выходит по щелчку)
Запиши количество баллов (кто решил 4 примера верно и нашёл лишний 6 баллов).
- Какое выражение лишнее? 9 : 2 Почему? Не делится.
III. Постановка темы, целей и задач
1. Постановка темы.
Попробуем разделить. Возьмите конверт и выполните задание.
Слайд № 3 1 щелчок
В конвертах: 9 мячей разложите поровну в 2 корзины.
- Удалось разделить?
- Сколько мячей разложили и сколько ещё осталось?
Проверка по слайду № 3 2 щелчок
- Какой вывод можно сделать, выполнив данный пример?
Вывод: делятся все числа, но есть и такие, которые делятся с остатком.
- Попробуйте сформулировать тему урока. Вспомните, что общего было в выражениях.
Слайд тема № 4 Деление с остатком
2. Постановка целей и задач.
Слайд цели № 5
Зная тему и цели нашего урока, запишите в таблице в графу “Хочу узнать”, что хотите узнать сегодня на уроке и на последующих уроках по этой теме. Можно посоветоваться с соседом.
IV. Формирование новых знаний и умений
1. Чтение и запись выражений.
Слайд № 6
9 : 2 = 1 щелчок Всё остальное тоже по щелчкам
- Вспомните названия компонентов при делении.
Проблема как можно называть число, которое осталось
Запишите ответ в индивидуальную карту № 1 (кто не решил)
- Повторите в парах названия компонентов.
2. Составление алгоритма
Чтобы решить примеры на деление с остатком, что нужно составить?
Алгоритм
- Выполни № 2 в индивидуальной карте и попробуй составить алгоритм
- 1 ряд – 12 : 5
- 2 ряд – 20 : 3
- 3 ряд – 15 : 6
Объясняют с места.
Подсчитайте количество баллов № 2 (если верно 1б)
Слайд алгоритм № 7 Дети выводят алгоритм. На слайде по щелчку выходит поэтапно.
1. Находим самое большое число, которое делится на делитель без остатка
2. Данное число делим на делитель. Получаем частное.
3. Находим остаток. Из делимого вычитаем произведение частного и делителя.
Попробуем алгоритм изобразить схематично. Слайд № 8 всё по щелчкам 50 : 6 (повторяют в парах)
3. Первичная проверка понимания.
Пользуясь алгоритмом выполните задание № 3
11 : 3 22: 6 19: 9 Проверка по ключам 17 : 4 27: 5 24 : 7
Анализ ошибок. Что вам помогло решить примеры. (Алгоритм )
Подсчитайте количество баллов за каждый правильный пример по 1б
4. Выполните задание под № 4 под буквой а
Найди выражение с ошибкой, подчеркни.
- 20 : 9 = 2 ( ост.2)
- 16 : 6 = 2 (ост 3)
- 22 : 4 = 5 ( ост 2)
Проверка по слайду № 9 1 щелчок 16 : 6 = 2 (ост.2)
Кто нашёл верно запишите 1б
Что нужно выполнить, чтобы узнать верно ли решён пример?
ПРОВЕРКУ
Попробуйте выполнить проверку самостоятельно. Выполните задание под буквой а
Слайд щелчок. Выходит проверка
Кто выполнил верно запишите 1б
Выполните задание под буквой в. (Выполни деление с остатком верно)
Слайд 10 по щелчку
Кто решил верно запишите 1б
Докажите, что решили верно. Для этого, что нужно выполнить?
ПРОВЕРКУ выполните задание под буквой "г".
Слайд по щелчку
Кто решил верно запишите 1б
Вывод: как можно выполнить проверку
Слайд 10 по щелчку
Вывод проговорили в парах
5. Выполните задание № 5
Проверка по ключам. Подсчитайте и запишите количество баллов.
Вывод: чтобы проверить деление с остатком, надо частное умножить на делитель и прибавить остаток. Слайд 10.
6. Проблема. Но есть ещё один способ проверки. Вы найдёте его сами выполнив задание № 6
Проверка по слайду № 11. Всё по щелчкам
Подсчитайте количество баллов. За каждое выражение по 1б
- Сравните остаток и делитель. Сделайте вывод.
Вывод: Остаток меньше делителя.
V. Физминутка Слайд № 12 (по щелчку)
Какой остаток может быть, столько раз:
15 : 4 ост. 4 5 3 ладошки 18 : 7 ост. 4 7 8 ножки 17 : 5 ост. 6 5 2 наклоны вправо 34 : 5 ост. 6 4 7 наклоны влево 32 : 7 ост. 4 7 8 приседания 23 : 4 ост. 3 4 5 потянуться 25 : 6 ост. 1 6 7 улыбнуться соседу тихо сесть
VI. Применение полученных знаний и умений
1. А как вы, думаете, нужны ли нам умения решать задачи на деление с остатком?
Прочитайте задачу под № 7. Можно советоваться в парах.
Ответы детей. 1 ученик решает у доски и записывает ответ.
2. № 8 решают сам-но в индивидуальных картах.
Проверка по ключам.
Запишите количество баллов. Если решена 1 балл.
Проблема: Можно ли применить алгоритм проверки деления с остатком при решении задач.
Выполните проверку. 1 ученик у доски.
Подсчитайте кол-во баллов.
Вывод: значит, приём деления с остатком можно использовать, как при решении примеров, так и задач.
- Как вы, думаете деление с остатком пригодится ли нам в повседневной жизни?
VII. Итог урока
1. Урок подходит к концу.
Давайте вспомним тему урока Слайд 13 (повторить слайд 4)
Давайте вспомним какую цель ставили вначале урока.
Слайд – цель № 14 (повторить слайд 5)
2. Работа по таблице ЗХУ.
Вы тоже ставили цели. Зачитывают и анализируют, достигли ли вы своей цели графа “Хочу узнать”.
Запишите в графу “Узнал”, что нового вы узнали и что осталось узнать.
Ответы и анализ.
3. Итог своей работы.
А сейчас каждый подведёт итог своей работы на уроке и подсчитает общее количество баллов, набранных на уроке.
Покажите карточку с соответствующим цветом по количеству баллов.
Слайд – цвет – балл № 15
- Зеленый 25-34
- Желтый 18-24
- Красный 1-17
Приложение "Индивидуальная карта"
VIII. Домашнее задание
Слайд № 16
- http://teacher-portal.ru/publ/3_klass/matematika/delenie_s_ostatkom/21-1-0-956
- http://www.youtube.com/watch?v=fNuiS76O-xw повтор и закрепление урока
- http://www.youtube.com/watch?v=bjwzV_I3ZDA деление с остатком в столбик
- В.Катаев сказка “Цветик-семицветик”
- Вспомнить эпизод с баранками и составить задачу по теме урока
- Составить карточку “Математическая разминка” по теме урока
- д № 17 Делим солнце