Девизом нашей педагогической деятельности можно определить слова Ш.А. Амонашвили: - “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.
Воспитание - специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.
С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Миссия детского дома – подготовить своих воспитанников к жизни, это, значит, помочь познать самого себя, развить все лучшее, что в ребенке заложено, научить самостоятельно, регулировать свое поведение и деятельность, чтобы обеспечить оптимальную жизнь среди других людей и окружающей природы.
Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является его социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от уровня социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт, влиться в общество, найти себе дело по душе и успешно работать. Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанника, позволяющий ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.
Решающая роль обучения в социально-бытовой сфере признаётся учёными и педагогами-практиками как в области дефектологии (Н.В. Москаленко, А.М. Щербакова, Л.И. Акатов, В.А. Шинкаренко и другими), так и в области общей педагогики (Р.С. Буре, В.А. Никитин, А.В. Мудрик, Н.И. Петрова и другими).
У детей-сирот отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, которые другие дети приобретают в семье. Наши дети не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях детского дома постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий. Возникает необходимость расширения социального опыта.
Мы разделяем педагогические взгляды А.С. Макаренко на вопросы воспитания, подготовки к жизни детей-сирот, который указывал, что “прежде всего, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии.” Это развитие психических процессов, познавательной мотивации, общее представление об окружающем мире.
Исходным, отправным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки детей дошкольного возраста детского дома, является определение цели, т.е. конечного результата данного процесса. Он представляет собой обобщенную характеристику, портрет или образ воспитанника, т.е. того, что педагогический коллектив хочет получить как результат своей работы. Образ воспитанника нашего детского дома был разработан творческой группой педагогов на МО, представляет собой перечень основных жизненно важных и социально значимых личностных качеств, знаний, умений, навыков:
- Самостоятельный ребёнок, умеющий обслуживать себя и оказывать помощь другим.
- Уверенный в себе ребёнок с чувством собственного достоинства, психически и физически здоровый.
- Трудолюбивый ребёнок, способный с радостью выполнять трудовое поручение и уважать труд других.
- Добрый милосердный ребёнок, способный любить, ценить, беречь окружающий мир.
- Социально адаптированная личность, способная устанавливать отношения с окружающими.
- Умный, находчивый ребёнок, умеющий переносить полученные знания, умения, навыки в различные жизненные ситуации.
Творческая личность, способная проявить свои индивидуальные способности, найти себе увлекательное занятие по интересам.
В соответствии с принципом “ребенок не готовиться к жизни - он живет уже сегодня”, мы стараемся так организовывать жизнь детей в группе, чтобы они могли получить опыт полноценной жизни – жизни достойного человека.
Педагогический процесс в группе по формированию социально-бытовой компетентности детей-дошкольников основывается на системно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию. Это обеспечивает его личностно-ориентированную направленность.
Мероприятия, осуществляемые в рамках сложившейся системы работы, носят не одномоментный характер, а предполагают создание в детском доме комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе, в семье.
Система работы включает в себя:
1. Занятия по общеобразовательной “Программе воспитания и обучения” М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
2. Реализация программы “Здоровячок”
3. Специальные занятия по программе “Жизневедение
4. Создание образовательной среды: уголка здоровья, уголка уединения, семейного уголка, опытно-экспериментального центра, экологической комнаты, комнаты русских сказок, цента театрализации, центра переносных сюжетно-ролевых игр, центра “практической жизни”
5. Коррекционно-развивающая работа воспитателей и узких специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
6. Организация кружковых занятий и факультативов: “Звуковичок”, “Весёлый мяч”, “Юный эколог”, “Информатика”, “Хозяюшка”, изостудия “Радуга”
7. Занятия в эстетическо-развивающем центре (ЭРЦ) “Калейдоскоп”: логоритмика, слогопение, хореография, “Школа Здоровья”,
8. Организация труда: самообслуживающего, в природе, хозяйственно-бытового, ручного, наблюдение за трудом взрослых, работа в мастерской.
9. Экскурсии по учреждению, по посёлку и предприятиям посёлка, города.
10. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные, театрализованные, режиссёрские…)
11. Совместная проектная деятельность
- “Динозавры”,
- “Медвежье царство”,
- “Хлеб - всему голова”
- “Кем быть”
- “Кони”
- “Морское царство”
- “Люби и знай свой край”
В системе работы по социально-бытовой ориентировке эффективно используем различные методы “погружения детей в атмосферу семьи”. Для погружения в атмосферу семьи успешно используем игровые технологии, включаем некоторые семейные ритуалы в повседневную жизнь детей.
Выполнение доступных трудовых заданий и формирование социальных навыков, играя.
Знания о семейном укладе, о семейных обычаях и традициях, и другие необходимые сведения для проживания в семье формируются у воспитанников на специальных занятиях по СБО, во время выполнения различных трудовых поручений по дому, при работе на огороде, в семьях педагогов. Этому же способствует и работа кружков в детском доме, создание специально оборудованных кабинетов по семейному принципу: кухня, гостиная, спальни на 2-4 человека.
Постоянно моделируем ситуации “приглашения в гости” детей группы сотрудниками к себе домой для практического ознакомления с семейным укладом жизни. Если в гости ребенок отправляется на целый день или на более 2-х дней, то предлагаем примерный план пребывания ребенка в семье, даём целевые установки принимающей семье, например, организовать совместную трудовую деятельность, посетить магазин, организовать празднование детского дня рождения, совместно организовать стирку вещей в стиральной машине, помыть посуду и т.д.
Работа по социально-бытовой ориентировке была бы неполноценна без укрепления и восстановления родственных связей наших воспитанников. Эту работу совместно с социальным педагогом начинаем с глубокого изучения личных дел детей. Чаще всего нам удается наладить и восстановить связи с бабушками и дедушками детей, старшими братьями и сестрами, которые раньше не захотели взять детей в свои семьи или не могли это сделать по разным причинам.
“Путешествуем” мы с детьми и по карте Комсомольского района, которая висит на самом видном месте: практически все дети знают название своего посёлка, могут показать его на карте. Ребята любят собираться у карты, рассматривать ее, обмениваться рассказами о месте своего рождения, хвастаются достижениями в селе, знаменитыми людьми села, особенно родственниками, потому что на карте придуманы условные обозначения, даже для детей, которые не умеют читать. Считаем, что каждый начинающий свой жизненный и образовательный путь ребенок, должен знать свои истоки, историю своего края, района, села.
Для формирования самостоятельности в познавательной деятельности, совершенствования общетрудовых умений дошкольников нами используются широкие возможности проектной деятельности.
За последнее время мы с детьми реализовали такие проекты: экологический “Первоцветы”, познавательные “Медвежье царство”, “Хлеб - всему голова”, “Кони”, “Морское царство”, “Динозавры”, “Люби и знай свой край” в ходе которых дети получили новые знания, подтолкнувшие их к разноплановой деятельности.
В результате были выпущены книга рисунков “Первоцветы”, “Косолапые друзья”, “Красавцы – кони”, сшит костюм золотой рыбки из сетчатого мешка и бутылок, созданы мини-музеи “Деревня Топтыгино”, “Красавцы – кони”, “Динотопия”.
Совместно с руководителем изостудии были созданы условия для реализации проекта “Хлеб – всему голова”: разработан экспериментальный участок с посеянной рожью, овсом, пшеницей, проведён цикл наблюдений, познавательных практических занятий, на которых дети сами отмеряли крупу, муку; замешивали тесто, формировали булочки, печенье, организовали пробу изготовленных изделий всеми сотрудниками дома, проводили чаепитие в группе. Изготовлены поделки из соломы: обереги, куколки, лошадки, готовится к выпуску книга-дидактическое пособие для младшей группы “Как хлеб рождается”.
Для успешного приобретения детьми социально-бытового опыта важно сделать его максимально наглядным и привлекательным для ребёнка дошкольного возраста, поэтому мы используем различные наглядные средства (натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы, макеты, муляжи, игрушки, яркие красивые атрибуты различных бытовых процессов, для дежурных изготовили привлекательный уголок, сшили красивые фартуки, смастерили маленькую швабру).
Основой эффективности процесса усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений является их общее развитие. Средством повышения уровня развития наших детей служит коррекция недостатков их развития.
В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие психических процессов: умений воспитанников выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным. Для наиболее успешной работы в данном направлении на основе входящей диагностики совместно с узкими специалистами учреждения (логопедом, психологом, социальным педагогом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) разработан план коррекционно-развивающей работы, который осуществляется педагогами группы с учётом индивидуальных особенностей детей по всем видам деятельности.
В трудовой, в том числе и бытовой деятельности, главная коррекционная задача – формирование общетрудовых умений:
- умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности,
- анализировать её,
- планировать необходимые действия,
- осуществлять самоконтроль.
В процессе самообслуживания детям приходиться самостоятельно застегиваться, одеваться, раздеваться и др. и чтобы детям легче было освоить эти операции, придумали дидактическую подушку и машину для упражнения детей в умении пользоваться разными застёжками. Чтобы поддерживать интерес труду в уголке труда, приобрели яркие лопатки. лейки, изготовили вместе с детьми кормушку для птиц. Дети очень отзывчивы на просьбу об оказании помощи: сколько мебели, машин они изготовили маленьким гномам; дети подклеили не только свои “заболевшие” книги, но и помогли это сделать малышам. Дети любят смотреть, как воспитатели вяжут, или шьют кукле одежду, как рабочий ведёт ремонтные работы, водитель чинит машину, няни моют группу. Эти и другие наблюдения учат детей ценить любой труд, помогают понять, что любое дело надо доводить до конца.
Отношение к деятельности во многом зависит от того, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя умелым. Поэтому формируемые у детей знания и умения должны быть им доступны.
Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка их деятельности утверждает у детей веру в себя. Мы поощряем любую маленькую победу каждого ребёнка, их усилия и старания: “Как приятно смотреть на Катину кровать! Загляденье!”, “Какие чистые стали шкафчики, после того, как Серёжа их протёр! Как легко дышится без пыли!” Это очень важно для детей дошкольного возраста. Подобные реплики способствуют тому, что дети начинают стремиться выполнить освоенную деятельность по собственной инициативе.
Для выработки чувства ответственности, формирования нравственных качеств изготовили сказочного персонажа Хорплошу.
Это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребёнок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорпоши ребёнку легче понять, что каждый их поступок имеет очень большое значение. Чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали все живущие в нашем доме, изготовила пособие “Звезда недели”, в лепестках которого дети ежедневно заносят информацию о себе.
Педагогические результаты
В результате реализации воспитательной системы позволит воспитаннику:
- чувствовать себя психологически защищенным;
- раскрыть свои ресурсы и способности, получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
- повысить уровень воспитанности, социальной компетентности, навыки общения и культуры поведения;
- многосторонняя деятельность станет основной для личностного самоопределения и самореализации воспитанника, развития его способностей.