Урок-путешествие по русскому языку «Повторение и обобщение правописаний безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корнях слов». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели:

  • развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
  • развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
  • развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.

Оборудование:  карточки с заданиями, сигнальные карточки, лист самооценки учащихся, презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! Слайд 1, 2 класс выбирает название команды

Слайд 3, 4

II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа
Минутка чистописания

Тема урока. Задачи урока.

Словарная работа.

- отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?

Слайд 5,6

Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща:

Задание классу:

1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

 

Помидор

2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”. Капуста
3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами. Горох
4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле. Картофель
5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”. Морковь
Самопроверка Слайд 7-12
Задание классу:

- обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить.

 
Проверка выполненного задания:

1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

 

Помидор, капуста, горох, картофель, морковь

2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную “о”. Помидор, картофель
3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста? Горох, морковь
Капуста
Обобщение:

4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

- В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
III. На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными. 

(На доске остров,. под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами)

- Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. А освободить их нам поможет только королева, Ударение. Слайд13

Как вы думаете, почему?

- Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную

- Проверить безударную гласную можно ударением.

У доски работают три ученика – капитаны команд. (Приложение 1)

1-й капитан:

к..менистое дно
к..лючий ерш
м..л..дая чайка

2-й капитан:

п..тнистый осьминог
п..л..сатый краб
ск..листый берег

Класс работает на карточках. Работа в парах.

з..л..неют водоросли, в..лнуется море, уд..вительная рыба, вд..леке от острова, пос..лился рак Слайд 14

 

Проверка выполненного задания:

- Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных

Капитаны называют каждое слово в словосочетании и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать.

Задание, предложенное классу, проверяются с помощью сигнальных карточек Слайд 14

IV. На острове Парных согласных по глухости - звонкости Cлайд 15, 16, 17
- Наше плавание продолжается. На острове Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись.

- Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся.

- А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н]

- Кто догадался, почему?

- Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове.

- А задание для вас такое: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь.

Дети произносят звуки:

[д] – [т]

[д`] – [т`] ...

Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки

Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.

- Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными?

- Какие слова вы написали?

Проверка проводится комментировано

Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка
V. На острове Непроизносимых согласных. Слайд 18
- Смотрите вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется. Кто догадался, как называется остров?

- Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

- Остров Непроизносимых согласных

Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове.

- А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа.

Слайд 19

Дуют ветры ярос ? ные,
Гонят лодки парус ? ные
(В.Маяковский)

- В каком слове пропущена буква?

- Почему?

 

 

 

Яростные

Парусные

После доказательства дети записывают предложение по памяти

VII. Остров Безграмотландия. Слайд 20

Самостоятельная работа

- Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает? Слайд 21

- Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения:

- Это же пираты!
Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов. Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя

Самопроверка Cлайд 22

VIII. Подведение итога урока.
- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? Слайд 23 (Приложение3) Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила
IX. Рефлексия.  Листы самооценки. Дети оценивают свою работу на уроке.

(Приложение 2.)

Х. Домашнее задание.

Записать в тетрадь по три примера на изученные орфограммы сегодняшнего урока. Составить три предложения (используя слова-примеры) и записать в тетрадь.