Цели:
- развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
- развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, лист самооценки учащихся, презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд | |
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! | Слайд 1, 2 класс выбирает название
команды Слайд 3, 4 |
II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа | |
Минутка чистописания Тема урока. Задачи урока. Словарная работа. - отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать? |
Слайд 5,6 Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща: |
Задание классу: 1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. |
Помидор |
2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”. | Капуста |
3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами. | Горох |
4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле. | Картофель |
5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”. | Морковь |
Самопроверка | Слайд 7-12 |
Задание классу: - обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить. |
|
Проверка выполненного задания: 1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные. |
Помидор, капуста, горох, картофель, морковь |
2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную “о”. | Помидор, картофель |
3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста? | Горох, морковь Капуста |
Обобщение: 4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? |
- В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить. |
III. На острове Безударных
гласных. Упражнение в написании слов с
безударными гласными. (На доске остров,. под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами) |
|
- Мы в Океане Орфографических знаний,
приближаемся к острову Безударных гласных. Но
вот беда! Некоторых жителей этого острова
захватили в плен злые медузы. А освободить их нам
поможет только королева, Ударение. Слайд13 Как вы думаете, почему? - Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную |
- Проверить безударную гласную можно
ударением. У доски работают три ученика – капитаны команд. (Приложение 1) 1-й капитан: к..менистое дно 2-й капитан: п..тнистый осьминог Класс работает на карточках. Работа в парах. з..л..неют водоросли, в..лнуется море, уд..вительная рыба, вд..леке от острова, пос..лился рак Слайд 14 |
Проверка выполненного задания: - Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных |
Капитаны называют каждое слово в
словосочетании и доказывают, почему именно эту
гласную нужно записать. Задание, предложенное классу, проверяются с помощью сигнальных карточек Слайд 14 |
IV. На острове Парных согласных по глухости - звонкости Cлайд 15, 16, 17 | |
- Наше плавание продолжается. На острове
Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков
еще не проснулись. - Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся. - А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н] - Кто догадался, почему? - Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове. - А задание для вас такое: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь. |
Дети произносят звуки: [д] – [т] [д`] – [т`] ... Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости. |
Легко, как тень, рыбки скользят
у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей
ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из
своего домика ерш, уползла его соседка
улитка. - Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными? - Какие слова вы написали? Проверка проводится комментировано |
Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка |
V. На острове Непроизносимых согласных. Слайд 18 | |
- Смотрите вот еще один остров! Здесь
часто бывает извержение вулканов. Если в это
время произносятся слова, в корне которых есть
сочетание согласных, то один из согласных звуков
теряется. Кто догадался, как называется остров? - Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву? |
- Остров Непроизносимых согласных Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове. |
- А теперь задание: нужна ли на месте
вопросительного знака какая-либо буква? Докажите
правильность своего ответа. Слайд 19 Дуют ветры ярос ? ные, - В каком слове пропущена буква? - Почему? |
Яростные Парусные После доказательства дети записывают предложение по памяти |
VII. Остров Безграмотландия.
Слайд 20 Самостоятельная работа |
|
- Наш корабль приближается еще к одному
острову. Посмотрите, кто нас встречает? Слайд 21 - Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения: |
- Это же пираты! |
Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов. | Дети пишут предложения в тетрадях под
диктовку учителя Самопроверка Cлайд 22 |
VIII. Подведение итога урока. | |
- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? Слайд 23 (Приложение3) | Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила |
IX. Рефлексия. | Листы самооценки. Дети оценивают свою работу на уроке. |
Х. Домашнее задание. Записать в тетрадь по три примера на изученные орфограммы сегодняшнего урока. Составить три предложения (используя слова-примеры) и записать в тетрадь. |