Тип урока: Урок закрепления материала.
Вид урока: Урок состязание в игровой форме (КВН) с элементами театрализации.
Цель урока:
- обучающая: в занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений (классификация, способы получения, химические свойства и их взаимопревращения).
- развивающая: развить умение легко определять формулы веществ различных классов неорганических соединений; осуществлять переход от одного класса соединений к другому; развивать умение сотрудничать друг с другом, идти к общей цели;
- воспитательная: уважение к друг другу; воспитывать чувство коллективизма, стремление к новым познаниям;
Задачи урока:
- Развить у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований кислот и солей.
- Возбудить интерес к домашней учебной деятельности.
- Включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения номенклатуры и химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей (классификация)
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Представление команд. Классификация неорганических соединений
- Блок-схема “Классификация неорганических соединений”
- Выполнение заданий
- групповое
- групповое
- индивидуальное (для учащихся со слабыми способностями)
- Итог I части урока
- Сводная таблица по способам получения и химическим свойствам основных классов неорганических соединений
- Выполнение заданий
- групповое
- на скорость
- поочередно у доски
- Физкультминутка с повторением основных классов неорганических соединений
- Итог урока (блок схема)
- Обобщающее индивидуальное задание (дифференцированное)
- Заключение. Подведение итогов.
- Домашнее задание
Организация урока
- Формирование групп, выбор в них лидера
- Составление этапов работы каждой группы
- Выбор форм, таблиц, заданий (использование мультимедийного устройства, заранее составленных таблиц) (Приложение1, 2)
- Подготовка аудитории – расстановка столов, ТСО, места для команд, гостей
- Оформление домашнего задания
- Рационально распределить учебный материал по времени
Вид работ учащихся:
- Групповое и индивидуальное
- Самостоятельный поиск информации в таблицах, схемах и учебной литературе
- Активизация знаний и опыта, на основе контрольных вопросов делаются самостоятельные выводы и обобщения
Контроль знаний:
- Индивидуальные и групповые задания
- Ответы на вопросы в течение урока
- Итоговое обобщающее задание
- Домашнее задание
Содержание урока
I. Вступительное слово учителя: “Ребята мы сегодня проводим с вами необычный урок, а урок – соревнование. Соревноваться будут четыре команды: “Оксиды”, “Кислоты”, “Основания”, “Соли”.
- Тема: “Основные классы неорганических соединений”
- Цели урока:
- Мотивация
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел,
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи,
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться смог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде, я – везде!
Думаю, узнали вас.
Это – ....(углекислый газ)Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит –
Это.... (натрия хлорид)
II. Представление команд (инсценировка)
1 команда “Оксиды”
Мы веселенький народ,
Элемент и кислород,
В формулах оксидов
Главные два вида
Металл – кислород –
Образует оксид основной,
А неметалл – кислород –
Его братец сводный,
Образует оксид кислотный
Классификация оксидов (Приложение 1, Приложение 2)
Э.О
основные | амфотерные | кислотные |
т. МеО - CaO II пер.МеО - MnO |
III, IV |
неМеО – SO2 >IV пер.МеО – Mn2O7 |
2 команда “Основания” (инсценировка)
Мы провели опрос простой
Он высветил состав такой:
Кислород с водородом вместе - “О” и “Н”
Образует дружную группу ОН
А металлы разные с группой этой
И есть основания,
Их главная примета:
Ме(ОН)n
Классификация оснований (Приложение 1, Приложение 2)
Me(OH)n
Растворимые в воде (щелочи) | Нерастворимые в воде |
NaOH, Ca(OH)2 | Fe(OH)2, Al(OH)3 |
3 команда “Кислоты” (инсценировка)
Если очень постараться
И совсем не ошибаться
То любую кислоту
Мы узнаем за версту
На первом месте у кислот
Стоит ведущий водород
За ним ютиться скромный
Остаточек кислотный.
Классификация кислот (Приложение 1, Приложение 2)
HKO
По основности (количество ат. H) | По наличию ат. О |
Одноосновные – HCl, HNO3, Двухосновные – H2SO4, H2CO3 Трехосновные – H3PO4 |
Кислородсодержащие – HNO3, H2SO4 Бескислородные – HCl, H2S |
4 команда “Соли” (инсценировка)
Нету сил терпеть мне боле,
Я хочу сказать о соли,
Увидать её мы сразу
Сможешь невооруженным глазом
Наш Металл с “КО” известен,
А они есть Соли вместе:
МеКО надо только знать,
Чтобы соли распознать!
Классификация солей (Приложение 1, Приложение 2)
МеКО
Средние | Кислые | Основные | Двойные |
Na2CO3, CaSO4 | NaHCO3, Ca(HSO4)2 | CaOHCl, Al(OH)2Cl | NaKSO4 |
Итак, ребята, мы получили общую схему классификация неорганических (сложных) веществ.
III. Основная часть урока
Задание №1
“Найди родственников”
Распределите вещества по классам неорганических соединений
I вариант
NO2, CaSO4, Ba(OH)2, H3PO4, Mn2O7, Cr(OH)3, H2SO3, CuO, KNO3, Fe(OH)3, Na2CO3
Задание №1
“Найди родственников”
Распределите вещества по классам неорганических соединений
II вариант
H2SO4, Na2CO3, Cl2O7, FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Ca3(PO4)2, LiOH, HNO3, BaO, Cu(OH)2
Проверка:
- 1 команда: называют кислоты, соли Iв
- 2 команда: называют кислоты, соли IIв
- 3 команда: называют оксиды, основания Iв
- 4 команда: называют оксиды, основания IIв
Задание №2
а) “Экспертиза” (инструкция по ТБ №1)
Задание: Распознайте вещества по характерным свойствам
Даны вещества:
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
№1, № 2, № 3 (KOH, KCl, HCl) | №1, № 2, № 3 (CaCl2, Ca(OH)2, H2SO4) | №1, № 2, № 3 (Na2SO4, HNO3, LiOH) |
№1, № 2, № 3 (NaOH, H3PO4, KNO3) |
Реактивы: метиловый оранжевый (индикатор), фенолфталеин (индикатор), 2 пипетки |
б) “Третий лишний”
Среди каждой тройки веществ найдите вещество, отличающиеся от двух других. Укажите признаки отличия.
I вариант | II вариант |
1) СO2, K2SO3, SO2 2) BaSO4, NaOH, CaCO3 3) NaOH, ZnCl2, LiOH |
1) Fe(OH)2, KCl, Cu(OH)2 2) BaO, BaSO4, CaO 3) HNO3, Na2SiO3, H2SO4 |
Итог первой части урока: Мы обобщили и систематизировали знания по классификации неорганических соединений и как вы уже заметили по предыдущему заданию (“экспертиза”) мы плавно переходим к обобщению материала по химическим свойствам, способам получения взаимопревращениям неорганических соединений.
Задание №3
“Восстанови запись”
Впишите недостающие формулы веществ. Укажите тип химической реакции
1 команда
1) ............. = ZnCl2 + 2H2O
2) 2Na + Cl2 = ..................
3) Fe + ...... = FeSO4 + .......
4) 2HNO3 + ...... = Ca(NO3)2 + 2....
2 команда
1) Ca + Cl2 = ................
2) ............ = BaCl2 + 2H2O
3) MgO + 2...... = Mg(NO3)2 + ........
4) 2KOH + ....... = K2CO3 + 2.........
3 команда
1) СuO + ......... = CuSO4 + ........
2) ....... + 6HCl = 2FeCl3 + 3........
3) Cu(OH)2 = ...................
4) ................ = CaCl2 + H2
4 команда
1) ......... + 6HCl = 2AlCl3 + 3..........
2) Mg + ...........= MgSO4 + ............
3) Fe(OH)2 = ...............................
4) .................. = BaCl2 + H2
Задание №4
“Кто быстрее”
Даны вещества: CO2, HCl, Mg, Ba(OH)2, Na2O, Cu(OH)2, AgNO3.
Какие из них будут взаимодействовать между собой?
Составьте как можно больше уравнений реакций.
Задание №5
“Эстафета”
Осуществите цепочку превращений. Укажите тип химической реакции
Итог урока.
Ребята! Наше состязание подошло к концу. Вы проявили находчивость, смекалку, химические знания. Вы поняли, что многие вещества приносят большую пользу и поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека! Мы сегодня здорово с вами потрудились. Закрепили материал по классификации химических веществ, их свойствам и способам получения. Ещё раз посмотрим на обобщающую схему (слайд).
Итогом нашего урока будет обобщающее задание. Пока вы его будете делать жюри подведет итоги соревнования.
Обобщающее задание:
I вариант
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: NO2, Cu(OH)2, ВаО, КNO3, H3РO4, Ва(ОH)2, Ва(NO3)2, НCl
2. Выполните цепочку превращений. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
II вариант
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: P2O5 , КСl, NaOH, FeO, H2CO3, Fe(ОH)2, H2 S, Ca3(PO4)2.
2. Выполните цепочку превращений. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
III вариант
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: Fе(ОН)3, Н2SO3, CO2, H2CO3, Na2SO4, ВаСl2, ZnO, КOH
2. Допишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
1) Cu+O2=
2) Mg+H2SO4=
3) Cu(OH)2=
4) Na2SO4+ВаСl2=
IV вариант
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: MgCl2, CaO, Ca(OH)2, CO2, CuSO4, H3PO4, Fe(OH)3, HCl
2. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
1) Zn+HCl=ZnCl2+H2O
2) Fe(OH)3= Fe2O3+H2O
3) CaO+H2O=Ca(OH)2
4) CaO+HCl=CaCl2+H2O
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- Зафиксировать новое знание, полученное на уроке
- Оценить собственную деятельность на уроке
- Оценить учебную деятельность класса
- Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности
- Обсудить и записать домашнее задание
Домашняя работа
I вариант (Д/з)
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: СаСО3, SO3, LiOН, Zn(OН)2, МgO, Н Cl, ZnCl2, НNO3
2. Допишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
1) CaCO3 +HCl=
2) Na+ HOH=
3) CaCO3=
4) ВаO+ H2O =
II вариант (Д/з)
1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: Fe2O3, KOH, K2SO4, SO2, ВаSO4, H2SO4, Cu(OH)2, HNO3
2. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции
1) Na+O2= Na2O
2) Na2O+H2O= NaOH
3) NaOH+HCl=NaCl+H2O
4)Na2O+HCl= NaCl+H2O
Заключение. Проверка эмоционального состояния учащихся после проведения урока, их удовлетворенность данным уроком. (Учитель в начале урока выдает самоклеющиеся эмблемы с тем, чтобы каждый ученик в конце урока смог приклеить свою эмблему на определенный остров своих ощущений, сложившихся в ходе урока). Спасибо всем за урок.