В год празднования восьмидесятилетнего юбилея ДШИ будет логично обратиться к истокам, вспомнить о людях, вложивших свой талант, энтузиазм и жар души в развитие музыкальной культуры нашего города. Звезда первой величины среди них – Осокин Павел Иванович (1887–1955).
Приехав в 1911 году в Красноуфимск, он преподавал пение и музыку в промышленном училище, женской гимназии, во многих школах, работал в клубе им. Ухтомского, был дирижёром духового и симфонического оркестров, концертмейстером хора, драматическим артистом, занимался постановкой оперетт. Он - удивительный человек: увлечённый, яркий, неординарный, общительный, порой одержимый.
Интересно описывает Дьяконова О.С. в сборнике “Заслуженные учителя города Красноуфимска” (2014 год) представление Павла Ивановича учащимся промышленного училища:
“- Господа, внимание! После утренней прошу не расходиться, - обратился к коллегам и учащимся директор промышленного училища. Утренние молитвы были обязательны для всех, весь коллектив учебного заведения на них собирался. После службы директор продолжил:
- Представляю вам нашего нового учителя пения, господина Осокина Павла Ивановича, любезно согласившегося прибыть к нам из Петербурга. Надеюсь, у нас, хоть город и не губернский, вам понравится! Дел много!
Из-за его спины вышел молодой худощавый человек, чуть ниже среднего роста, щеголевато одетый, в пенсне, с модной стрижкой “ёжик”. А из задних рядов донесся шепот:
- Как же заставили такого “хлыща” приехать в нашу “дыру”?”
Да, он не был похож на местных обывателей, следил за собой, одевался по столичной моде, был ухожен и держал себя с достоинством.
Нашему городу крупно повезло в том, что талантливейший выпускник Петербургского регентского училища волею судьбы оказался в Красноуфимске. Родился он 27 декабря 1887 года в Екатеринбурге, в семье служащего. С детства обладал прекрасным голосом и слухом.
В 1907 году он успешно поступил во вновь открытое Регентское певческое училище, организаторы которого хотели улучшить качество подготовки регентов и певчих, преодолеть низкий уровень архиерейских хоров, управляемых часто “регентами-самоучками”, подготовить профессиональных преподавателей для училищ и семинарий — словом, “воспитать таких деятелей, которые силою своего служения искусству создали бы себе достойных преемников повсюду”.
Степан Васильевич Смоленский – музыковед, хоровой дирижёр, педагог, оказывал прямое содействие становлению и процветанию этого заведения.
В училище, согласно программе, в обязательном порядке изучались теория музыки, сольфеджио, гармония, история церковного пения и музыки, хоровое пение, игра на скрипке и фортепиано, методика церковного и школьно-хорового пения. Успешно окончившие первый год обучения в Регентском училище могли стать помощниками регентов, окончившие второй год обучения — регентами, а проучившиеся 4 года, становились учителями пения. Воспитанники специализировались как хормейстеры, учителя пения, теории музыки. Как видим, базовая подготовка молодого специалиста была серьёзной и основательной, а Красноуфимск оказался тем самым местом, где он сумел реализоваться.
Нелегко было Осокину после Петербурга оказаться в нашем маленьком городке, но он был молод, горяч и строил “планов громадьё”. Его не пугали трудности быта, капризы уральской погоды...Он верил в свою Звезду!!!
После революции Павел Иванович служил в отделе народного образования заведующим музыкальной секцией и инструктором по внешкольному образованию, кроме того, он был заведующим художественной секцией и режиссёром. Духовые оркестры, созданные им из рабочих на разных предприятиях – это отдельная история.
А дальше речь пойдёт о музыкальной школе: первая народная музыкальная школа открылась в Красноуфимске в 1919 году по инициативе выпускниц Петербургской консерватории Клевенской Н.Л. и Ивановой В.Н..Помещение было не приспособлено для занятий, перегорожено шторкой, были трудности с отоплением и освещением, у детей не было домашних инструментов. В связи с этим педагоги не раз обращались за помощью к городским властям. В августе 1921 года Осокина П.А. назначили директором музыкальной школы, обязав принять весь инвентарь и хозяйство у Клевенской по причине её отъезда. Летом 1922 года школа была снята с госснабжения и закрыта ввиду хозяйственных трудностей, последствий колчаковщины и кулацких восстаний.
Некоторое время Осокин руководил школой – семилеткой №1, а позднее стал директором Единой трудовой школы 2-ой ступени №1, переименованной в городскую среднюю школу №1 и вел там уроки пения.
В 1935 году ему вновь поручена организация и открытие музыкальной школы в Красноуфимске. Теперь, имея опыт руководящей работы, он справился с этой задачей блестяще! Сначала для школы было предложено арендовать несколько комнат в здании радиоузла (ул. Советская, 16). Для преподавания им были приглашены Рогозинникова З.П. (класс фортепиано), Серебренникова А.Г., выпускница Пермского музыкального училища (класс фортепиано), Трегубова М.Я., выпускница Смольного института благородных девиц (класс фортепиано), Константинов П.В. (класс скрипки), Попов И.Н. (класс гитары), Петров В.Е. (домра, мандолина, балалайка). Сам Павел Иванович преподавал по классу скрипки, виолончели и баяна. Итак, в 1936 году в школе обучалось 80 учащихся под руководством семи педагогов. В наличии было 3 рояля, 6 фортепиано,10 баянов и струнные инструменты. Все свои силы, умения и энтузиазм он отдавал работе. При его содействии в 1937 году музыкальной школе было предоставлено помещение по улице Интернациональной,79 ( протокол № 22 заседания президиума горсовета от 28 июля 1937 года). Какая была радость! Там было семь учебных классов и хоть маленький, но концертный зал! Школа жила, функционировала, развивалась!
Когда началась Великая Отечественная война, школу закрыли, инструменты развезли по частным домам и клубам, учеников распустили, В здании школы разместился госпиталь.
В 1941-42 учебном году Осокин П.И. переходит работать на постоянной основе в Красноуфимское педагогическое училище, в котором трудился по совместительству с 1936 года. С его приходом были введены уроки пения в 1936-37 учебном году, а со второго полугодия - обучение игре на скрипке. В 1937-38 учебном году уже занимались хоровой кружок, группы певцов-солистов и оркестр народных инструментов и двухголосный хор. К началу 1941 года училищем были приобретены домры, и все учащиеся нового приёма стали обучаться игре на них. Павел Иванович составил учебник первоначальной игры на домре, рассчитанный на годовой курс обучения.
В годы войны под его руководством проводилась большая концертная работа: выступление в госпиталях, по местному радио, перед рабочими селекционной станции, леспромхоза, выезжали в район – колхозы “Первое Мая”, “Имени Мичурина”, на разъезд “Черная речка” и т. д..Учащиеся принимали участие в смотрах художественной самодеятельности олимпиадах. Время было трудное – работали на колхозных полях на сборе урожая, на лесозаготовках, занимались благоустройством города. Не забывали и об учебном процессе: объем музыкальной работы всё возрастал, а преподавательских кадров не было...
Музыкальная школа была вновь открыта 1 апреля 1944 года, директором назначена Стихина К.А.(решение исполкома Горсовета №113, от 28 марта 1944 года).
Его вклад в развитие музыкально-педагогической культуры нашего города огромен! 20 лет своей жизни он посвятил преподаванию в педучилище. К 1948 году в училище создан ансамбль песни и пляски, который состоял из домрово-балалаечного оркестра, четырёхголосного смешанного хора, группы танцоров, группы певцов-солистов и запевал. В 1948-49 учебном году им были введены ежедневные пятнадцатиминутные хоровые зарядки для всех учащихся, которые по звонку выстраивались в коридоре. Все, учившиеся в эти годы, с удовольствием вспоминают эти чудесные мгновения.
Рабочий день его начинался рано, в 8 часов он уже был в училище. Дел у него огромное множество: работа в музыкальной комиссии, председателем которой он являлся, учительский инструментальный ансамбль, хоры, вокальные ансамбли, составление расписания музыкальных занятий, которым он лично занимался, никому не доверяя, сам делал инструментовку для ансамбля, даже партии переписывал самостоятельно, во избежание ошибок. А сколько уроков он проводил за день! Павел Иванович был человеком здравомыслящим и рациональным, никогда не вёл пустые разговоры. С работы возвращался после 22 часов, жил он на улице Пролетарской, 5. Дома времени проводил мало, для быта он не был создан, хозяйство вела его жена Александра Васильевна, домохозяйка. Честь и слава этой женщине, создававшей благоприятный фон для расцвета его таланта!
Свой опыт он обобщил в книгах “Музыкальная работа в педагогическом училище” и “Вокально-хоровые зарядки”, изданных в Москве издательством Академии педагогических наук РСФСР. В предисловиях к ним говорится, что опыт одного из старейших учителей пения Советского Союза Осокина П.И. является примером того, как передовая творческая педагогическая мысль создает новые методические приёмы, что его бесспорно интересные и ценные наработки важны для всех работников массового музыкального просвещения. К нему приезжали профессора из Москвы, из института Гнесиных. Несколько раз он делал доклады в Академии педагогических наук. Павел Иванович - отличный музыкант, владевший всеми инструментами: духовыми, клавишными, струнными, великолепный дирижёр – хоровик.
Коллеги и студенты боготворили его за душевную щедрость и оптимизм, жизнерадостность и неуёмность, а главное - за великую любовь к музыке. Он по праву получил Почётное звание “Заслуженный учитель школ РСФСР”, кроме того, он награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне” и отмечен званием “Отличник народного просвещения”.
Его не стало в ноябре 1955 года, на 68-м году жизни.
Несколько лет назад музыкальная кафедра педагогического колледжа организовала детский конкурс имени Осокина П. И., который стал неотъемлемой частью нашей жизни ,а в остальном , память о нем, как музыканте, представителе городской интеллигенции, человеке так много сделавшем для культуры города предана забвению... Он буквально “сгорел” на работе. Он отдал городу 44 года своей жизни, искренне любил его жителей, пропагандировал музыку, как только мог! Такой колоритной личностью мы должны гордиться! Закончить своё выступление я хочу словами В.В. Маяковского:
“Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы,
Строчки и другие долгие дела...”
Мы начинаем исправлять свои ошибки: с марта 2016 года ДШИ носит имя Осокина П.И., скоро на доме, где жил Павел Иванович, появится мемориальная доска.