Глава “Труд”, призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, характеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Тема включает общественное значение труда и качества, связанные с отношением к труду и его результатам. К таким качествам, прежде всего относятся: бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, творчество предполагающие цель жизни не в приобретении, а в желании помогать людям; умеренность, готовность довольствоваться немногими благами в сочетании с умением ценить результаты труда; трудолюбие, инициативность; душевная щедрость; добросовестность, усердие.
Урок-практикум.
Класс – 6
Цель урока:
образовательные:
- дать определение, что такое творчество;
- выяснить каких людей называют творческими;
- рассмотреть что такое творческая личность;
развивающие:
- развивать умение анализировать, выделяя главное, аргументировать свою точку зрения;
- делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать уважение к ценностям, созданными творческими людьми;
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютер, рабочие листы, осенние листья, фрукты, вазы (все из цветной бумаги).
Эпиграф: “Труд и творчество замедляют приход дряхлости и увядания.” (С.Т. Конёнков)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Что такое труд? –
- Усилие, направленное на достижение чего-либо.
- Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
Зачем человеку трудиться?
Что даёт человеку труд?
Учащиеся, по очереди выходят к доске, выбирают лист со словом, объясняют его смысл и ставят в вазу). В итоге этого задания получается красивый осенний букет из листьев.(Это задание является переходом к следующей теме урока).
Вывод: Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия.
3. Физминутка.
4. Практическая работа.
1. Что такое творчество?
2. Ремесло, ремесленник, мастер
3. Творчество в искусстве.
Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.129) и заполняют таблицу:
Труд человека | Труд животных |
- планирует свою деятельность - создаёт новые машины и механизмы; - совершенствует всё вокруг себя. |
- животные не могут думать, - не ставят цель при работе; - не использует средств труда - не умеют планировать работу; - не задумываются о сроках, времени. |
Что же необходимо животным для жизни:
- пища – разыскивает - примеры
- заготавливает корм - примеры
- строит жилище - нору или гнездо.
ВЫВОД : этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу.. Таких людей в древности называли ремесленниками.
Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи. (записываем в тетрадь)
Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое, из года в год ремесленник усовершенствует своё мастерство.
Как вы думаете, почему?
- Удовлетворение престижных потребностей.
Каким образом человек может удовлетворить престижные потребности в работе?
- Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.
Что же такое творчество?
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. (записываем в тетрадь)
А как можно назвать человека, который проявляет в работе творчество?
Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные. (записываем в тетрадь)
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
- писателей, рыбаки, поэтов, дворники, артистов, механизатор, художников, композиторов.
Откройте стр.138 прочитайте историю строительства церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление произвело на вас прочитанное?
Скажите, пожалуйста, без проявления творчества будут ли профессии результативны и интересны?
- Ответы учащихся.
5. Закрепление.
1.Учащиеся выходят к доске выбирают фрукты с понятиями и терминами, объясняют значение и укладывают в вазу. В итоге, наполнив вазу фруктами, видят красивую картинку и делают вывод.
2. Всему классу было дано задание найти и сфотографировать творческие работы. Учащиеся представляли свои фотографии и рассказывали, почему эта картинка их привлекла.
6. Труд и творчество
В конце нашего урока учащиеся отвечают на вопросы:
- Любой ли труд является творческим?
- Может ли человек научиться работать творчески? Что для этого нужно?
Далее учащиеся показывают фотографии доказывающие что, труд-это творчество.
Золото скифов на Ставрополье IV век до н.э.
Парк "Цветник" был заложен 1823 году в самом центре тогдашнего Пятигорска у подножия горы Горячей (ее высота - 557 метров).
Кисловодский цветочный календарь
Впервые появился здесь в 1924 году благодаря садоводу-декоратору Аболину, является природной гордостью лечебного курортного парка, площадь которого составляет почти 1340 гектаров.
1. Творчество жительницы станицы.
2.Творческие работы учителя начальной школы
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание: параграф 13.
Из представленных фотографий подготовлена презентация, которую учащиеся показали, родителям на общешкольном родительском собрании.