Как построить современный урок?
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, носящую поисково-исследовательский характер, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока – урок-рефлексия по ФГОС.
В качестве примера привожу урок математики в 5 классе по теме “Виды углов. Измерение углов”.
УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2016.
Тема урока. Виды углов. Измерение углов.
Тип урока. Урок рефлексии.
Вид урока. Комбинированный урок.
Цели:
- Содержательная: повторение понятий "угол", "виды углов", закрепление навыка измерения углов с помощью транспортира, исследование техники построения угла в 30° с помощью квадратного листа бумаги.
- Деятельностная: развитие умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, развитие навыков оценки своей деятельности
Основные понятия: градус, транспортир, измерение углов, развернутый угол, острый, прямой, тупой угол.
Оборудование и материалы: транспортиры, видеопроектор, кроссворд, раздаточный материал (макеты углов трех цветов: красный - 90°, зеленый - 45°, синий - 30° по количеству парт в классе, квадратный лист бумаги, инструкция по выполнению исследования), презентация.
Оформление доски.
Я знаю:
Я умею: |
Классная работа 31.10.16 |
Я узнал:
Я научился: |
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии. На нашем уроке присутствуют гости, давайте порадуем их хорошими знаниями.
2. Мотивация урока. (слайд 2)
- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды?... Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд.
- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.
1. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)
2. Единица измерения угла? (градус)
3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)
4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? (луч)
Рисунок 1
- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (угол)
- Какую фигуру называют углом? (фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало)
- Какие виды углов вы знаете? (развернутый, прямой, острый, тупой)
(учитель предлагает одному, двум учащемся записать на доске, что дети уже знают по теме урока, продолжив выражения: Я ЗНАЮ)
3. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1) Постановка целей.
- Итак, сформулируйте цели урока. (применение полученных знаний для построения, измерения и определения вида углов)
- На предыдущих уроках вы познакомились с геометрической фигурой, которая называется “Угол”, научились измерять и строить углы с помощью - измерительного прибора (как он называется - транспортир).
(учитель предлагает одному, двум учащемся записать на доске, что дети уже знают по теме урока, продолжив выражения: Я УМЕЮ)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по измерению и построению углов. Вы покажите свои знания, выполняя разнообразные задания. (слайд 3)
- Запишите тему урока. "Виды углов. Измерение углов".
2) Упражнение 1.
- Запишите острые, тупые и прямые углы, изображенные на рисунке. (слайд 4)
Рисунок 2
- У доски будут работать 3 учащихся (первый учащийся выписывает названия острых углов, второй учащийся - прямых углов, третий учащийся - тупых углов). Остальные ученики записывают в тетради.
- Острые углы: АОЕ, ROC, BAC, ACD, DCA, CAD, BRE, RED, BAO
- Прямые углы: АВС, ВСD, CDA, BAD
- Тупые углы: AOR, COE, ERC, REA
3) Упражнение 2. (самостоятельная работа учащихся)
- У вас на парте три макета углов трех цветов: красный - 90o, зеленый - 45o, синий - 30o.
- Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135o, 75o, 15o.
Проверка (слайд 5)
4. Выполнение мини-проекта.
Проблемный вопрос
- С помощью макетов у вас получились углы с заданными градусными мерами. Макеты я построила с помощью транспортира. А как без транспортира строить углы? Решим задачу, внимательно слушайте ее условие.
Исследовательская работа (слайд 6)
- Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет.
- При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!!
- Можно ли построить угол без транспортира? (слайд 7)
- На каком этапе работы мы сейчас находимся? (1. этап постановки проблемы)
- В чём проблема? Сформулируйте проблему. (как без транспортира построить угол в 30°, как изготовить шаблон угла в 30° без транспортира)
- Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!
- Какой этап работы сейчас? (происходит выдвижение гипотезы - предположение)
- Сформулируйте гипотезу. (гипотеза: можно отложить угол, равный 30 градусам, без транспортира с помощью квадратного листа бумаги)
- Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать)
- Что происходит сейчас, какой этап работы? Поиск и предложение возможных вариантов решения
- Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.
- К какому этапу мы подошли? (исследование)
- Приглашаю присоединиться ко мне. (демонстрация учителя)
- Воспользуйтесь инструкцией, на вашем столе.
Эксперимент:
Инструкция | ||
№ | Действия | Рисунок |
1 | Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. | Рисунок 3 |
2 | Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба. | Рисунок 4 Рисунок 5 |
3 | Измерить получившийся угол. | Рисунок 6 |
- Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, посмотрите в инструкцию, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.
- Как проверить градусную меру получившегося угла? (взять транспортир и измерить)
- Сколько градусов получился угол?
- Подтвердился эксперимент?
- Какой этап работы сейчас? (анализ)
- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)
- Ребята прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла.
- Получился шаблон?
- Какой этап работы сейчас? (продукт)
- Какой вид угла мы получили? (острый)
- Что нового вы узнали? (ответы учащихся) - запись на доске Я УЗНАЛ:
- Чему научились? (без транспортира строить угол в 30°) - запись на доске Я НАУЧИЛСЯ:
5. Физкультминутка (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения)
“Верно или ложно?”
- Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
- Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
- Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
- Единицы измерения углов: градусы, минуты?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
- Развёрнутый угол равен 180°?
- Прямой угол равен 160°?
- Прямой угол равен 90?
- Острый угол больше прямого?
- Острый угол равен прямому?
- Острый угол меньше прямого?
- Тупой угол меньше прямого?
- Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
- Угол, меньше 90° называется острым?
- Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?
6. Оценочный этап.
Самостоятельная работа.
- Мы отдохнули и готовы работать дальше. Запишите на листочке свою фамилию, имя, класс.
Вариант 1 | ||||
Работу выполнил(а) | ||||
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
||||
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
Вариант 2 | ||||
Работу выполнил(а) | ||||
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
||||
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
7. Домашнее задание.
Найдите углы, обозначьте их градусную меру.
Рисунок 7
8. Рефлексия (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся)
- Ребята заполните БИЛЕТИК на выход, продолжив предложение “Сегодня на уроке я повторил...., научился..., узнал...., закрепил...”, отметив то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке.
БИЛЕТИК на выход | БИЛЕТИК на выход |
Сегодня на уроке я: повторил________________________, научился________________________, узнал___________________________, закрепил________________________” |
Сегодня на уроке я: повторил_______________________, научился_______________________, узнал___________________________, закрепил________________________” |
|
|
Список использованной литературы.
- А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко, Математика 5 класс, Москва “Вентана-Граф”, 2016
- Интернет ресурс "Геометрия бумажного
листа".
http://komarovana.ucoz.ru/load/tvorcheskie_raboty_moikh_detej/geometrija_bumazhnogo_lista/6- 1-0-195