Интегрированное занятие по формированию математических представлений и развитию речи в подготовительной группе "Гостям всегда рады!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

  • закреплять характеристики внешнего вида предмета (цвет, форму, размер) и название геометрических фигур;
  • закреплять умение размещать предметы в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, в центре;
  • закреплять название одежды и мебели;
  • закреплять использование предлогов в предложении: в, с, на, около, за, под, из;
  • продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;
  • развитие внимания, памяти и логического мышления;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа.

Материалы и оборудование:

  • кукла Маша;
  • набор геометрических объёмных фигур (детали строительного материала: пирамида, шар, конус, цилиндр, куб, параллелепипед, тетраэдр);
  • набор картинок (одежда, обувь) или предметы кукольной одежды;
  • сюжетная картина “Семья”;
  • компьютерная программа “Новоселы”.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдём в гости. Но с нами очень хотела пойти Машенька. Зайдём за ней?

Дети: да.

Воспитатель: Здравствуй, Машенька. (На полу разбросаны модули). Маша, что это такое? Маша: “Я строила домик, и не успела убрать”. Мы с вами поможем Маше?

Дети: да.

(Воспитатель с детьми убирает с пола модули. Во время уборки деталей уточняет у детей название, размер и цвет геометрической фигуры).

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Дети: шар.

Воспитатель: Какого он размера, цвета?

Дети: большой, фиолетовый.

(Воспитатель рассматривает с детьми каждую фигуру. Проговаривает, куда её положили: вверху, внизу, слева, справа, в центре).

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас ещё деталей? Давайте поможем Маше?

Дети: да.

(Дети раскладывают, каждый на своём месте, в коробочки фигуры.)

Воспитатель (индивидуальные вопросы детям): Куда ты положил цилиндр?

Ребенок: Я положил зелёный цилиндр в левый верхний угол.

Воспитатель: Куда ты положила тетраэдр?

Ребенок: Я положила синий тетраэдер в левый нижний угол.

(Воспитатель опрашивает 3 – 4 детей).

Воспитатель: Как хорошо, что мы помогли Маше убрать конструктор. Теперь идём в гости?

Дети: да.

Воспитатель: Ой, как же мы пойдём на улицу? Маше нужно одеться. Поможем ей?

Дети: да.

Воспитатель: Принеси Машеньке юбку. Откуда взяла юбочку Маши?

Ребенок: Я взяла юбку Маши из шкафа. С верхней полки.

Воспитатель: Принеси блузку Машеньке. Откуда взял блузку Маши?

Ребенок: Я взял блузку Маши из шкафа. С нижней полки.

(Воспитатель с детьми “одевает” Машу. Дети в своих ответах используют предлоги).

Воспитатель: Мы помогли Маше одеться. Идём в гости!!!

(Воспитатель с детьми подходит к сюжетной картине “Семья”, расположенной на мольберте. Воспитатель задает общие вопросы по картинке).

Воспитатель:

Вот и пришли мы в гости. Посмотрите…

На чём сидит дедушка?

Дети: Сидит дедушка в кресле.

Воспитатель: Где стоит бабушка?

Дети: Бабушка стоит около стола?

Воспитатель: На чём лежит кот?

Дети: Кот лежит на диване.

Воспитатель: Где стоит стул?

Дети: Стул стоит рядом со столом.

Воспитатель: На чём стоит самовар?

Дети: Самовар на столе

Воспитатель: Что смотрит дедушка?

Дети: Дедушка смотрит телевизор.

Воспитатель: Как хорошо вы помогли Маше. Бабушка и дедушка подарили внучке кукольный домик. Давайте поможем Маше расставить кукольную мебель.

Дети: Конечно, поможем!

(Дети вместе с педагогом проходят в компьютерный класс).

Воспитатель напоминает детям правила пользования компьютером и предлагает им игру “НОВОСЁЛЫ”.

Воспитатель: Ваша задача, ребята, расставить мебель на игровом поле. Любой предмет в меню можно выбирать не один раз и не обязательно расставлять все предметы сразу.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, при повороте предмет задевает за другие предметы или стены, или ставится один предмет на другой, то программа подает звуковой сигнал.

Во время работы воспитатель помогает детям.

По окончании занятия педагог проводит физкультминутку, делая акцент на упражнениях для глаз.

Физкультминутки.

“Часы”.

Тики-так, тики-так, (Дети смотрят вправо-влево в такт словам).
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так, (Описывают глазами круг).
Так колеса стучат.
Токи-ток, токи-ток,
Так стучит молоток. (смотрят вверх - вниз).
“Верх-вниз, влево-вправо”.

Двигать глазами вверх–вниз, влево–вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

“Круг”.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

“Квадрат”.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все успешно справились с заданием. Так хорошо помогли Маше. Маша хвалит детей, приглашает их всех на новоселье в кукольный домик, угощает детей.