Урок литературного чтения «Что любит Мишка» В.Драгунский

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с рассказом В.Драгунского “Что любит Мишка”

УУД:

  • Познавательные: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Драгунского; учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения; развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного осознанного чтения, творческие способности
  • Личностные: прививать интерес к музыке, чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
  • Коммуникативные: умение работать в парах, группах

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, таблицы для групповой работы учащихся, мультимедийный комплекс, аудиофайлы (Ф.Шопен “Симфония № 5 “Нежность”, В.Драгунский “Что любит Мишка”), оценочные листы.

Этапы урока Ход урока
I. Актуализация знаний 1. Организационный момент

Урок начинаем. Садитесь.
Соседям своим улыбнитесь.
Когда настроенье на высоте,
Успех вас ждёт всегда и везде.

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с оценками за тестовую работу, которую вы выполняли на прошлом уроке. Соответствуют ли они ожидаемым результатам?

- Как поступить тем ребятам, ожидания которых не оправдались?

2. Проверка домашнего задания

– Урок сегодня я хочу начать высказыванием Л.Н. Толстого. Прочитайте.

“Богатым человека делает его сердце”. Л.Толстой

– Как понимаете эти слова?

– Предположите, почему именно это высказывание меня заинтересовало? (Изучаем раздел “О настоящем и ненастоящем богатстве”.)

– Что такое настоящее богатство?

– Рассмотрите портреты писателей.

– Сформулируйте задание, которое я могла бы вам предложить.

(Назвать фамилии, имена и отчества этих писателей; рассказать, что мы о них знаем; в каких странах они жили и работали; какие произведения этих авторов мы читали).

3. Мотивация (подготовка к восприятию)

– Произведение какого автора мы читали на прошлом уроке литературного чтения? (В.Драгунского)

– Дома вы искали информацию о жизни и творчестве В.Драгунского. Поделитесь тем, что вам удалось узнать.

– Какой рассказ читали? (“Что я люблю?”)

– Что же Дениска любит больше всего?

– Сейчас я прошу вас задуматься над вопросом “Что я люблю” и написать об этом небольшое сочинение.

(Во время работы детей звучит классическая музыка Ф. Шопена Симфония № 5 “Нежность”)

– Кто желает зачитать своё сочинение?

– В конце урока мы обязательно вернёмся к вашим работам.

4. Определение темы и целей урока

– А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё один рассказ В.Драгунского. Найдите с помощью страницы “Содержание” название этого рассказа, т.е. определите тему урока. (В.Драгунский “Что любит Мишка”)

- С какой целью будем читать это произведение? Разве недостаточно нам было прочитать рассказ “Что я люблю”?

– Предположите, о чём будет этот рассказ. Кто его главный герой?

– Попробуйте предположить, что любит Мишка.

– А как нам убедиться, верны ли наши предположения или нет?

– Откройте учебники, пролистайте.

– Как вы думаете, что ещё кроме чтения текста нужно будет выполнить, проанализируйте “плашки” в конце текста.

(Узнать значение непонятных слов, думать, высказывать предположения, отвечать на вопросы, делать выводы)

– Какое умение сейчас формировали? (Планировать свою деятельность, работать с информацией, делать выводы)

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения? (Улучшить технику чтения, узнать что любит Мишка, учиться отвечать на вопросы, узнать новые слова, общаться друг с другом)

II. Совместное открытие знаний 1. Словарная работа

1) – Что сейчас будем делать? (Объясним смысл непонятных слов)

– Где мы можем найти точное лексическое значение слов? (Толковый словарь, учитель, родители, сеть-интернет…)

  • Лань – быстрое животное рода оленей
  • Кавалерист – воин на коне
  • Частик – рыба
  • Зельц – вид колбасы
  • Боржом – минеральная вода
  • Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром

- Думаю, что всем уже не терпится прочитать эту историю, но сначала немного отдохнем.

Музыкальная физкультминутка (“Что манит птицу?”)

2. Первичное восприятие текста

Звучит аудиозапись рассказа “Что любит Мишка” В.Драгунский. Дети слушают и следят по учебнику.

3. Проверка первичного восприятия

– Оправдались ли ваши ожидания?

– Понравился ли вам список того, что любит Мишка? Почему?

– От чьего имени ведётся рассказ? Докажите словами из текста.

– Похожи ли рассказы Дениски и Мишки?

– Кто ещё является героем рассказа? (Учитель пения Борис Сергеевич)

– Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Шопена)

– Сегодня в начале урока, когда вы писали сочинение, звучала красивая, завораживающая музыка. Эту прекрасную музыку сочинил гениальный польский композитор Фредерик Шопен.

III. Первичное закрепление 1. Работа в группах

– Просмотрите текст и постарайтесь составить перечень того, что любят герои этого рассказа.

  • 1 группа – что любит Дениска;
  • 2 группа – что любит Мишка;
  • 3 группа – что любит Борис Сергеевич.

– Расскажите о результатах своего труда.

– Что любит учитель?

– Что сказал учитель про то, что любит Дениска? (Целый мир)

– А про то, что любит Мишка? (Целый продуктовый магазин)

2. Первичное закрепление знаний

- Почему Мишка так подробно всё перечислял? (Хотел, чтобы было больше всего; хотел, чтобы его, как и Дениску, похвалили)

– Можно ли поставить в один ряд то, что любят учитель, Дениска и Мишка. (Нет, учитель и Денис любят книги, музыку, людей, животных; Мишка – еду)

– Что побудило Мишку вмешаться в разговор учителя с Денисом? (Борис Сергеевич похвалил Дениску, а Мишка обиделся)

– Что же он ждал от учителя? (Когда Борис Сергеевич его похвалит)

– А учитель от Мишки?

– Прочитайте, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел)

– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно)

– Почему же Мишке стало стыдно? (Он не сказал самого главного)

– Действительно, ребята, конечно, Мишка любит и котят, и бабушку, и маму с папой, просто он не выделяет это как главное.

А чему мы сейчас учились? (Высказывать своё мнение, слушать, работать с информацией, высказывать свое отношение к героям)

III. Рефлексия – Вернитесь к высказыванию Л.Толстого. Как вы думаете, кого из героев рассказа можно назвать по-настоящему богатым человеком? (обсудите в парах)

– В начале урока я просила вас написать, а что любите вы.

– Посмотрите на своё сочинение новыми глазами и задумайтесь, можете ли вы назвать себя по-настоящему богатым человеком.

– Кому захотелось переписать своё сочинение?

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?

– Появилось ли у вас желание прочитать другие рассказы В.Драгунского?

– Оцените свою работу в листах самооценки (см. приложение 1).

– Кому удалось решить все поставленные на урок цели?

– Что не получилось?

IV. Домашнее задание (по выбору) Нарисовать иллюстрацию к любому фрагменту рассказа.

Написать сочинение “Что я люблю” и оформить его рисунками (см. приложение 2).

Выразительно читать по ролям (стр. 127-131).

Придумать продолжение рассказа.

Список литературы

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига / Учебник.
  2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига / Учебник.