Цель урока: познакомить с рассказом В.Драгунского “Что любит Мишка”
УУД:
- Познавательные: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Драгунского; учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения; развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного осознанного чтения, творческие способности
- Личностные: прививать интерес к музыке, чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
- Коммуникативные: умение работать в парах, группах
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной;
- коммуникативной.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, таблицы для групповой работы учащихся, мультимедийный комплекс, аудиофайлы (Ф.Шопен “Симфония № 5 “Нежность”, В.Драгунский “Что любит Мишка”), оценочные листы.
Этапы урока | Ход урока |
I. Актуализация знаний | 1. Организационный момент
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с оценками за тестовую работу, которую вы выполняли на прошлом уроке. Соответствуют ли они ожидаемым результатам? - Как поступить тем ребятам, ожидания которых не оправдались? 2. Проверка домашнего задания – Урок сегодня я хочу начать высказыванием Л.Н. Толстого. Прочитайте. “Богатым человека делает его сердце”. Л.Толстой – Как понимаете эти слова? – Предположите, почему именно это высказывание меня заинтересовало? (Изучаем раздел “О настоящем и ненастоящем богатстве”.) – Что такое настоящее богатство? – Рассмотрите портреты писателей. – Сформулируйте задание, которое я могла бы вам предложить. (Назвать фамилии, имена и отчества этих писателей; рассказать, что мы о них знаем; в каких странах они жили и работали; какие произведения этих авторов мы читали). 3. Мотивация (подготовка к восприятию) – Произведение какого автора мы читали на прошлом уроке литературного чтения? (В.Драгунского) – Дома вы искали информацию о жизни и творчестве В.Драгунского. Поделитесь тем, что вам удалось узнать. – Какой рассказ читали? (“Что я люблю?”) – Что же Дениска любит больше всего? – Сейчас я прошу вас задуматься над вопросом “Что я люблю” и написать об этом небольшое сочинение. (Во время работы детей звучит классическая музыка Ф. Шопена Симфония № 5 “Нежность”) – Кто желает зачитать своё сочинение? – В конце урока мы обязательно вернёмся к вашим работам. 4. Определение темы и целей урока – А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё один рассказ В.Драгунского. Найдите с помощью страницы “Содержание” название этого рассказа, т.е. определите тему урока. (В.Драгунский “Что любит Мишка”) - С какой целью будем читать это произведение? Разве недостаточно нам было прочитать рассказ “Что я люблю”? – Предположите, о чём будет этот рассказ. Кто его главный герой? – Попробуйте предположить, что любит Мишка. – А как нам убедиться, верны ли наши предположения или нет? – Откройте учебники, пролистайте. – Как вы думаете, что ещё кроме чтения текста нужно будет выполнить, проанализируйте “плашки” в конце текста. (Узнать значение непонятных слов, думать, высказывать предположения, отвечать на вопросы, делать выводы) – Какое умение сейчас формировали? (Планировать свою деятельность, работать с информацией, делать выводы) – Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения? (Улучшить технику чтения, узнать что любит Мишка, учиться отвечать на вопросы, узнать новые слова, общаться друг с другом) |
II. Совместное открытие знаний | 1. Словарная работа 1) – Что сейчас будем делать? (Объясним смысл непонятных слов) – Где мы можем найти точное лексическое значение слов? (Толковый словарь, учитель, родители, сеть-интернет…)
- Думаю, что всем уже не терпится прочитать эту историю, но сначала немного отдохнем. Музыкальная физкультминутка (“Что манит птицу?”) 2. Первичное восприятие текста Звучит аудиозапись рассказа “Что любит Мишка” В.Драгунский. Дети слушают и следят по учебнику. 3. Проверка первичного восприятия – Оправдались ли ваши ожидания? – Понравился ли вам список того, что любит Мишка? Почему? – От чьего имени ведётся рассказ? Докажите словами из текста. – Похожи ли рассказы Дениски и Мишки? – Кто ещё является героем рассказа? (Учитель пения Борис Сергеевич) – Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Шопена) – Сегодня в начале урока, когда вы писали сочинение, звучала красивая, завораживающая музыка. Эту прекрасную музыку сочинил гениальный польский композитор Фредерик Шопен. |
III. Первичное закрепление | 1. Работа в группах – Просмотрите текст и постарайтесь составить перечень того, что любят герои этого рассказа.
– Расскажите о результатах своего труда. – Что любит учитель? – Что сказал учитель про то, что любит Дениска? (Целый мир) – А про то, что любит Мишка? (Целый продуктовый магазин) 2. Первичное закрепление знаний - Почему Мишка так подробно всё перечислял? (Хотел, чтобы было больше всего; хотел, чтобы его, как и Дениску, похвалили) – Можно ли поставить в один ряд то, что любят учитель, Дениска и Мишка. (Нет, учитель и Денис любят книги, музыку, людей, животных; Мишка – еду) – Что побудило Мишку вмешаться в разговор учителя с Денисом? (Борис Сергеевич похвалил Дениску, а Мишка обиделся) – Что же он ждал от учителя? (Когда Борис Сергеевич его похвалит) – А учитель от Мишки? – Прочитайте, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел) – А когда люди краснеют? (Когда им стыдно) – Почему же Мишке стало стыдно? (Он не сказал самого главного) – Действительно, ребята, конечно, Мишка любит и котят, и бабушку, и маму с папой, просто он не выделяет это как главное. – А чему мы сейчас учились? (Высказывать своё мнение, слушать, работать с информацией, высказывать свое отношение к героям) |
III. Рефлексия | – Вернитесь к высказыванию Л.Толстого.
Как вы думаете, кого из героев рассказа можно
назвать по-настоящему богатым человеком?
(обсудите в парах) – В начале урока я просила вас написать, а что любите вы. – Посмотрите на своё сочинение новыми глазами и задумайтесь, можете ли вы назвать себя по-настоящему богатым человеком. – Кому захотелось переписать своё сочинение? – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? – Появилось ли у вас желание прочитать другие рассказы В.Драгунского? – Оцените свою работу в листах самооценки (см. приложение 1). – Кому удалось решить все поставленные на урок цели? – Что не получилось? |
IV. Домашнее задание (по выбору) | Нарисовать иллюстрацию к любому
фрагменту рассказа. Написать сочинение “Что я люблю” и оформить его рисунками (см. приложение 2). Выразительно читать по ролям (стр. 127-131). Придумать продолжение рассказа. |
Список литературы
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига / Учебник.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига / Учебник.