В связи с требованиями к урокам нового типа возникла необходимость в тщательном изучении методики групповой работы в соответствии с ФГОС.
Данный урок предусматривает разноуровневые задания для учащихся, а также коллективную и индивидуальную работу учащихся. При повторении темы “Местоимение” (урок систематизации знаний) мы использовали такую форму, как “урок взаимного сотрудничества”. Следовательно, была поставлена цель закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия; научить детей структуризации полученных знаний, развивать умения перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание и корректировать их при необходимости.
Можно отметить, что форма урока способствует формированию определённых УУД.
- Во-первых, метапредметные: планировать необходимые действия, участвовать в диалоге с учителем, сверстниками, соблюдая правила речевого поведения; знакомить с различными способами поиска информации; работать в паре, группе.
- Во-вторых, предметные: определять разряды, морфологические признаки местоимений, находить местоимения в тексте, определять правила написания местоимений.
- В-третьих, личностные: установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Данный урок предполагает виды контроля: индивидуальный, групповой, самоконтроль, взаимоконтроль.
Заявленная цель урока даёт возможность спланировать результат: овладеть знаниями о местоимении как о части речи, находить местоимение в тексте и определять его морфологические признаки.
Реализация технологии группового обучения достигается благодаря формированию групп из 4-х человек, где более сильные (способные ученики) располагаются друг от друга по диагонали. Справа от них находятся слабые ученики, которые также располагаются по диагонали. Таким образом происходит взаимное сотрудничество, взаимопроверка, взаимопомощь. При этом за рабочим местом ученика закреплён определённый номер (от №1 до №4) с условием диагонали 1-3 (сильные учащиеся) и 2-4 (слабые учащиеся).
Реализация технологии группового обучения
Тип урока: урок систематизации знаний
Цели урока:
Обучающие: создать условия для более глубокого осмысления лексического и грамматического значений местоимений для того, чтобы закрепить сформированные орфографические навыки правописания местоимений
Воспитательные:
- способствовать формированию уважительного отношения друг к другу
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
- способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций
Оборудование урока:
- проектор;
- презентация;
- карточки;
- плакаты;
- листы самооценки;
- папки с карточками для каждой группы
План урока
- Ориентировочно-мотивационный этап
- Организационный момент
- Постановка учебной задачи
- Операционно-исполнительный этап
- Решение учебной задачи
- Применение усвоенных знаний на практике
- Рефлексивно-оценочный этап
- Обобщение результатов урока, подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
Слово учителя. Работа с текстом притчи:
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущённо спросил у обидчика:
- С чего ты так набросился на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберёшься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. (Приложение №1)
Работа в группах с определением темы, главной мыслью текста.
Вывод: определяется девиз урока “Дорогу осилит Идущий”.
Работа в группах по нахождению ключевого слова урока для постановки цели и задач. На карточках кроссворд, который необходимо разгадать, чтобы определить тему урока “Местоимение”. (Приложение №2) Параллельно идёт работа по повторению морфологических признаков местоимений. На экран проецируется ответ – ключевое слово (местоимение). Дети самостоятельно записывают в тетради дату, тему урока. По ходу урока заполняют листы самооценки. (Приложение №3)
Задание на карточках для каждой группы. Необходимо ответить на предложенный вопрос (проверяются знания о местоимении как части речи). Время на подготовку – 30 секунд, на ответ – 30 секунд. Отвечают № 4 каждой группы.
Работа в группах. Найти лишнее слово. На карточках 4 местоимения, дети определяют разряд местоимения, называют слово, не соответствующее данному разряду. Свой ответ обосновывают. На доску проецируется слайд с ответами. Учащиеся проверяют, записывают в тетради. (Слайды 8,9)
Работа в группах (с партнёром по плечу). Задание: переписать слова, раскрывая скобки. Работа на правописание. Записывая слова, проговорили вслух правило друг другу. Ответ дают № 2 каждой группы. Время для выполнения – 30 секунд.
Лингвофизкультминутка. Работа индивидуальная. Ученики взяли из папки розовые карточки. (Приложение №3) Прочитали предложенный текст и подошли к одному из четырёх плакатов. (Приложение №4) Свой подход обосновали. В это время звучит песня. (Слайд 11)
Работа в группах. Ученики определяют падеж местоимения. Работают в парах (с партнёром по плечу). По очереди определяют и записывают падеж в карточке. На доску проецируется слайд с ответом. Проверяем. Не забываем работать с листами самооценки. (Слайд 12)
Работа в группах. Задание: отредактировать текст. Работа с учебником Шмелёва: упражнение №61 на стр.278. (Приложение №5). Прослушивание аудиозаписи для проверки выполненного задания (слайд 13).
Работа в группах. Работа с текстом притчи. Определить разряд местоимений. Заполнить таблицу.
Подведение итогов. Вспомнили девиз урока: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ. Находим соответствующую пословицу.
Домашнее задание: (слайд 18)