Интеллектуальная игра "Грамматический бой". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;
  • формировать орфографическую зоркость и познавательную активность;
  • формировать умение выражать свои мысли;
  • развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.

Оборудование: компьютерное сопровождение: слайды с содержанием конкурсов, кроссворд, викторина, жетончики, диплом для награждения.

Ход мероприятия

Вводная часть. <Слайд 1>

Учитель. Писатель Паустовский говорил: “С русским языком можно творить чудеса...”.

Сегодня мы проведём интеллектуальную игру под названием “Грамматический бой” и узнаем лучшего знатока русского языка. <Слайд 2>

Стихотворение “Мы живем в стране российской” (читает ученица наизусть) <Слайд 3>

Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский.
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

Учитель. Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

Стихотворение “Выучи русский язык!” (читают ученики)

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Учитель. На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? Они смогут разговаривать на русском языке. Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.

Я предлагаю каждому из вас, ребята, проверить свои знания по русскому языку, за правильный ответ вы будете получать жетончик.

Задание для разминки: Найдите в тексте ошибки, исправьте их.

На доске: Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

У опушке милкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Конкурсная программа

1. Конкурс “Словообразование”. <Слайд 4>

Задание. Найдите слова, которые перемешались.

  • Ё сто _а за да бе
  • л ро ас ро _а
  • жи т го ко по
  • _а д бо та манн да

Проверим ответ: <Слайд 5> Ёжики, стол, роза, город, астра, работа, команда, победа.

2. Конкурс “Превращение слов”. <Слай6>

Задание. Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.

  • Пара-
  • Роща –
  • Свет-
  • Река –
  • Игла –
  • Уха –
  • Белка –
  • Бинт -

Задание выполняется за одну минуту.

Давайте проверим <Слайд 7>

  • Пара - (фара)
  • Роща – (роза)
  • Свет - (цвет)
  • Река – (рука)
  • Игла – (игра)
  • Уха – (ухо)
  • Белка – (булка)
  • Бинт - (бант)

3. Конкурс “Зоопарк”. <Слайд 8>

Задание. Заполните кроссворд, состоящий из животных 1, 2, 3 склонений.

Проверим ответы: <Слайд 9>

По горизонтали: 1. слон 3. сова 4. олень 5. обезьяна 7. страус

По вертикали: 2. носорог 6. Зебра

4. Конкурс “Найди ошибки, исправь их”. <Слайд 10>

Фамолёт, Маразин, Стакач, Варильки, Мозлята, Пеливан, Олотник, Ромната, Апфека, Шулавка,

Пуловица, Лумка, Ченточка, Капусла.

5. Конкурс “Ребусы”. <Слайд 11>

Задание. Отгадать ребусы, указать род.

ВАКРОО ЕБРЯАТ ОРОВЕЙБ
561324 231465 2341675

Проверим ответы: <Слайд 12> корова, ребята, воробей.

6. Конкурс на самый быстрый ответ. <Слайд 13>

  1. Как обозначаются звуки на письме? (буквами)
  2. Какие буквы могут обозначать 2 звука? (е,ё, ю,я)
  3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (по слогам)
  4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  5. Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
  6. Сколько слогов в слове машина? (3)
  7. Какое правило применяется при написании слова “шишка”? (ши пиши с и)
  8. Сколько гласных букв в русском языке? (10)
  9. В Москве живет москвич, а в Киеве? (киевлянин)
  10. Поставь существительное “носки” в родительный падеж мн.числа. (носков)
  11. Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы)

7. Конкурс “Найди “лишнее слово”. <Слайд 14>

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых согласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЁЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

8. Конкурс “Школьные шарады”. <Слайд 15>

Корень извлечь из “начинки” не сложно,
Приставка в “сосуде” хранится надёжно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.

Ответ: сочинение.

<Слайд 16>

Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

Ответ: задача.

Подведение итогов. Выявление победителя.

Учитель. Я думаю, что сегодня каждый из вас решал грамматические задачи и объявлял бой безграмотному письму. Кому – то это было легко, а кому то сложно.

Подведём итоги. Кто же сегодня из вас лучше знает грамматику? Подсчитайте жетоны. (Награждение победителя дипломом “Лучший знаток русского языка”).

Учитель. Закончим интеллектуальную игру “Грамматический бой” словами Сергеева-Ценского. <Слайд 17>

(чтение детьми)

Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.

Учитель. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, обращайтесь почтительно с этим могущественным “орудием”. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык! Спасибо за игру!

Список литературы

  1. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002
  2. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. /Волгоград: Учитель, 2007
  3. Соколова А.В. Интеллектуальные игры. М.: Чистые пруды, 2008