Цели и задачи урока.
Дидактические: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.
- образовательные:
а) повторить понятие “химический элемент”, формы его существования и количественные характеристики, “амфотерность”;
б) изучить закономерности периодической системы – периоды и группы;
в) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;
г) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;
- развивающие:
а) развивать познавательный интерес учащихся;
б) развивать умение характеризовать положение химического элемента по периодической системе;
в) развивать умение работать в группах при изучении новой темы;
- воспитательные:
а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;
б) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.
Психологические:
- Всестороннее развитие личности.
- Развитие личности ребенка, основанное на его возможностях, склонностях, интересах.
- Развитие творческих способностей.
- Максимальное вовлечение каждого ученика в образовательный процесс.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к своему труду, к труду товарищей, к работе учителя.
- Развивать требовательность к себе и разумную требовательность к окружающим людям.
- Прививать аккуратность, бережливость, разумную осторожность при обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Метапредметные связи урока:
- Физика.
- Математика.
- Литература.
Оборудование и реактивы.
- Штатив для пробирок с двумя пробирками – 2 шт.
- Раствор нитрата алюминия (Al(NO3 )3 ).
- Раствор гидроксида натрия (NaOH).
- Раствор соляной кислоты (HCl).
- Дидактический материал, таблицы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Портрет Д.И. Менделеева.
- Карточки с заданиями.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.
ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)
"...Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
ХОД УРОКА
I. Определение темы урока
Учитель: Дорогие ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Уважаемые гости, здравствуйте! Ребята, посмотрите на учебную стену, слайды (Слайды № 2, 3) и скажите о чем сегодня на уроке пойдет речь, какая тема нашего урока. Ответ: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (Слайд № 4).
II. Целеполагание
Учитель: Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,... не поместились в 25 объемных томах!.
“Природа-мать,
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...”.
Н.А. Некрасов
Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайны природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы начнем работу с таблицей Д.И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д.И. Менделеева, используя знания химии.
(учащиеся записывают тему и число в листах-конспектах “Лист-первооткрывателя”)).
2. Актуализация опорных ЗУН.
Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.
Фронтальная беседа и опорный конспект (задание №1).
- что такое химический элемент? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)
- в каких формах он может существовать? (в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)
- на какие группы делят простые и сложные вещества? (металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)
- приведите примеры существования химического элемента водорода (одиночные атомы в космосе, водород и вода).
- какие вы знаете количественные характеристики атомов? (валентность и относительная атомная масса)
- что такое валентность? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)
- что показывает атомная масса? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)
Страна наша небольшая, в ней проживает 109 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1) Презентация 1.
Название горизонтального ряда:
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день.
(период)
Учащиеся записывают в опорные конспекты: период – это горизонтальный ряд химических элементов.
В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.
А, теперь угадайте название столбца химических элементов:
Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола от школьного,
“П” между этими фрагментами...
Всё вместе – столбик с элементами!
(группа)
Учащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.
В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.
Задание №1: Определите “адрес” элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд № 5-6)
Символ | Название | Порядковый номер | Номер периода | Тип периода | Номер группы | Подгруппа |
Р | ||||||
С | ||||||
О | ||||||
Fe | ||||||
Cu | ||||||
Са |
Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
"Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
Учитель: Ребята, в стране "Химический элемент" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. - Дмитрия Ивановича Менделеева. Сеогдня жители "Химического элемента" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - звезда.
Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".
Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?
УЧЕНИК: Гением можно назвать Д.И. Менделеева.
Далее идет игра “Поэзия Периодического закона” (отдельная презентация). Класс делится на три команды. Выбирается судья, который за правильные ответы выдает звезды. Происходит как командное. Так и личное соревнование) по окончании игры подводят итог урока. А тот кто набрал больше всех звезд, получает право выступить в конце урока (подвести его итог). Это его звездный час.
Во время середины урока полезно сделать физкультминутку "Отдыхай-ка".
Физкультминутка
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет: хром.Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".
Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
Заключительная часть урока, подведение итогов.
Учитель: давайте подведем итог нашего урока. Давайте подсчитаем количество заработанных звезд. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания, умения и навыки? Смогли ли вы уяснить непонятые вами разделы данной темы? Кто хочет из Вас выступить? У кого есть вопросы, замечания?
Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны.
Заканчивая урок, хочу сказать, что мы подошли к изучению II части этой важнейшей темы, а она перед вами откроет ещё большую глубину закона, о которой, сам Менделеев не знал, но догадывался, что ещё много открытий на основании закона будет сделано. Он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.
Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М.Глазкова “Таблица Менделеева”:
“Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденья дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть! ”
Конечно наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы – Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный Человек!
Литература.
- П.П. Попель, Л.С. Крикля “Химия 8 класс” - Киев. Издательский центр “Академия” 2008.
- “Химия в школе ” 1993, №2
- А.Д. Шукайло “Тематические игры по химии”, Москва “Творческий центр “Сфера” - 2003.
- А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк “Мы изучаем химию”, Москва “Просвещение”, 1988.