Цели урока:
Образовательные:
- раскрыть причины войны;
- дать представление о подготовке войск к войне двух стран;
- сформировать представление о ходе военных действий: основные сражения, полководцы и т.д.;
- ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк;
- рассмотреть итоги Столетней войны.
Развивающие:
Продолжить формирование умения:
- работы с картой на примере изучения карты “Англия и Франция во время Столетней войны”;
- составления и заполнения таблиц на примере таблицы “Основные события Столетней войны”;
- составления схем на примере схемы “Генеалогия королей Франции и Англии”.
Воспитательные:
- вырабатывать собственное отношение к историческим событиям;
- уважение к мнению других людей при совместной работе и ответах на уроке;
- сформировать негативное отношение учащихся к войне на основе описания многочисленных сражений и жестокости по отношению к мирному населению Франции во время войны.
Ценностный ориентир: Война – не здоровое развитие общества, мешающее его дальнейшему прогрессивному развитию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока – лекция с элементами лабораторной работы.
Оборудование урока: доска, раздаточный материал (тесты), карта “Англия и Франция во время Столетней войны”, мультимедийные средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.
План объяснения нового материала:
- Причины войны.
- Подготовка к войне Англии и Франции.
- Ход военных действий.
- Жанна д'Арк.
- Итоги войны.
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Прошу заранее записать, что будет задано к следующему уроку.
Домашнее задание: Глава VII, параграф 20. Задание: ответить на вопрос № 2 на стр. 178, письменно в тетради, заполнить контурную карту “Англия и Франция во время Столетней войны”.
II. Изучение нового материала:
В XIV веке началась длительная и тяжелая война между Англией и Францией, ее назвали Столетней войной.
Вопрос классу: Почему ее назвали Столетней? Как вы думаете? Ответ: Потому что продолжалась с перерывами более ста лет с перерывами с 1337 по 1453.
Верно, если взять дату конца войны и вычесть дату окончания, то получится 116 лет.
Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен новой теме “Столетняя война (1337-1453)”.
Задание на урок: В течение урока мы с Вами постараемся ответить на следующие вопросы: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?
1. Причины войны.
Для начала давайте разберемся, какие территории принадлежали Англии и Франции в начале Столетней войны.
Работа с картой “Англия и Франция во время Столетней войны”:
Вызов к доске по журналу одного или двух учеников, которым даются следующие задания: Покажите территорию Англии накануне войны. Покажите территорию Франции накануне войны.
Причина: Французский король Филипп VI стремился отвоевать у Англии Аквитанию: без этого не могло завершиться объединение Франции. Но Аквитания была ценным источником доходов, и английский король Эдуард III не желал терять ее.
Повод: Английский король был родственником короля Франции: его мать, Изабелла Французская, была дочерью Филиппа IV Красивого. Используя то, что после смерти сыновей Филиппа IV, которые не оставили наследников, стала править новая династия Валуа, он заявил о своих правах на французский престол и начал войну. [Вопрос классу: Какая династия правила на тот момент в Англии? Ответ: династия Плантагенетов.] Несмотря на то, что по древним франкским законам женщинам запрещалось как наследовать корону, так и передавать эти права своим потомкам.
Перенесите схему “Генеалогия королей Франции и Англии” к себе в тетрадь (см. Приложение 2).
2. Подготовка к войне Англии и Франции.
Французское войско состояло из рыцарских отрядов, возглавляемых сеньорами. Рыцари не признавали дисциплины: в бою каждый из них действовал самостоятельно и старался выделиться личной доблестью. Пехота состояла из чужеземных наемников. Рыцари относились к пехотинцам с презрением.
Английское войско было организовано лучше французского. Им командовал сам король, Эдуард III, прозванным по цвету его доспехов Черным принцем. Кроме рыцарской конницы, у англичан была многочисленная дисциплинированная пехота, которая состояла из свободных крестьян. Пехотинцы-лучники пускали из арбалетов стрелы на 600 шагов, а с 200 пробивали рыцарские доспехи.
3. Ход военных действий.
Работа с таблицей: Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебником на стр. 168-176 и заполните таблицу “Основные события Столетней войны”.
Дата | Событие | Итоги |
1340 г. | Сражение в проливе при Слейсе. | Победа англичан. Разгром французского флота. |
1346 г. | Сражение у Креси. | Победа англичан. Французы были разгромлены. |
1356 г. | Битва у г. Пуатье. | Победа англичан. |
1360 г. | Перемирие между Францией и Англией. | К Англии отошли территории на юго-западе Франции и порт Кале на севере. |
1415 г. | Битва при Азенкуре. | Поражение французов. Победа англичан. |
1429 г. | Освобождение Орлеана. | Победа французов. |
1453 г. | Сдался последний английский город Бордо в Аквитании. | Победа французов. Конец Столетней войны. |
Несмотря на все бедствия, народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали нападения грабителей на деревни; они устраивали засады и истребляли захватчиков. В стране разгоралась партизанская война.
Давайте с вами запишем в тетрадь новое определение:
Партизанская война - вооруженная борьба значительной части местного населения против власти, которую данная часть населения считает чуждой.
4. Жанна д'Арк — народная героиня.
В подъеме народной борьбы против захватчиков и их изгнании большую роль сыграла Жанна д'Арк. Ей не было и 18 лет, когда она покинула родные места, чтобы участвовать в борьбе с англичанами. Наконец девушка добралась до крепости на Луаре, где находился наследник престола, и добилась встречи с ним. Придворные поняли, что ее глубокая вера в победу может поднять боевой дух войск. Поэтому Жанне выделили отряд рыцарей, который влился в войско, напралявшееся на помощь Орлеану.
1429 год — год освобождения Орлеана от осады — стал переломным в ходе войны. При участии Жанны были освобождены большие области Франции. Но пока Карл не был коронован, он не считался законным королем. Жанна убедила его выступить в поход на Реймс — город, где издавна короновались французские короли. Наследник престола был коронован в Реймском соборе. Вблизи короля со знаменем в руках стояла в рыцарских доспехах Жанна.
Необычный успех и слава крестьянской девушки вызывали зависть у знатных господ. Жанна с отрядом преданных ей воинов сражалась с бургундцами, сделав вылазку из крепости Компьён. Окруженная со всех сторон врагами, она пыталась вернуться в крепость, но ее ворота оказались закрытыми, а мост был поднят. Было ли это предательством или трусостью коменданта крепости, неизвестно. Бургундцы захватили Жанну в плен и продали ее англичанам.
Долгие месяцы провела Жанна в тюрьме. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству дьявола; ей предъявили страшное в то время обвинение в колдовстве. Жанна предстала перед судом инквизиции. Отважную девушку приговорили к страшной смерти, и в мае 1431 года Дева была сожжена на костре в городе Руане. Народ долго не верил в гибель своей Девы. Память о Жанне д'Арк бережно хранит багодарная Франция.
5. Итоги Столетней войны.
Давайте ответим на задания, поставленные в начале урока: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?
Король Франции создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию. В войске укреплялась дисциплина. Французская армия успешно изгоняла англичан из страны. При поддержке восставших крестьян и горожан она освободила Нормандию, а затем полностью вытеснила англичан из Аквитании. В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закончилась. В итоге войны Англия лишилась всех своих владений на континенте, кроме порта Кале, который остался на французской земле еще на столетие английским.
III. Закрепление изученного материала: Тесты (см. Приложение 3).
Объявление оценок за урок.
Литература для учителя.
- Басовская Н. И. “Столетняя война: леопард против лилии”. — М.: Астрель, АСТ, 2007. — 446 с.;
- Фавье Ж. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2009. — 656 с.;
- Фаулер К. “Эпоха Плантагенетов и Валуа” / Пер. с англ. С. А. Кириленко. — СПб.: Евразия, 2002. — 352 с.;
- Перруа Э. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2002. — 480 с.;
- А.П. Левандовский. “Жанна д’Арк”. — М.: Молодая гвардия, 1962; 1982 (2-е издание); 2007 (3-е издание).
Литература для учащихся.
- Энциклопедия для детей. Том 35. — История Средних веков. - Изд-во: Аванта+, 2008. - 528.;
- В. Устинов “Столетняя война и Войны Роз”. — Издательство: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 688 стр.;
- П. Конский “Столетняя война” // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.