Процесс воспитания и образования представляет собой единую систему – педагоги, дети, родители.
Духовно-нравственное развитие личности всегда интересовало как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка различных этических учений; определялась роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной личности, как к эталону - носителю моральных ценностей общества; ставился вопрос о моральных регуляторах поведения человека (Н.А.Бердяев, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, М.Монтень, Б.Спиноза, В.А.Сухомлинский, К.Роджерс, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.).
Дошкольное образование претерпевает существенные изменения в области взаимодействия ДОУ и семьи. В нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательный процесс в ДОУ, все больше внимания обращается на то, что основой социализации и духовно-нравственного воспитания ребенка является семья и та среда, в которой живет ребенок, где происходит его развитие и становление. [6, 45]
В связи с этим, духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. [1, 67]
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках. [2, 272]
В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, в частности, исследования С.А.Козловой (2003), Н.А.Корниенко (1998), которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой.
Проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др).
Анализ литературы показал, что повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами “душа”, “дух”, “духовность”, которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие “духовность”.
В педагогических источниках под “духовностью” понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией.
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике “духовностью” называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями “благочестие, предмет поклонения”, другие возводят его к латинскому глаголу “связывать, соединять” (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. [4, 5]
Если судить о понятии “нравственность” по “Словарю русского языка” С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия “духовность” и “нравственность” во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия “нравственность” и “мораль” часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
С.С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность"; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину".[1, 67] С. С. Аверинцев вводит в обиход понятие "совесть", как голос, как "оклик" из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умом услышанный и осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, его достоинство и привилегия. "Совесть, – пишет архимандрит Платон (Игумнов), – является естественным духовным даром человеческой тварной природы. Она выступает, как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть – это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".[3, 98]
Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
Рассматривая концепцию "Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" (автор Данилюк А.Я.), можно сделать вывод, что целью духовно-нравственного воспитания является необходимость:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
- Вызвать интерес к познанию отечественной культуры.
На основании этих целей поставлены следующие задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека как действие любви, добра, человечности, единения.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Таким образом, успех духовно-нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию педагогический коллектив нашего детского сада использует Программу Шевченко Л. Л. “Добрый мир”, она является содержательным модулем “Духовно-нравственная культура (православная культура)” основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проводится анкетирование родителей. На родительских собраниях велись тематические беседы и строился конструктивный диалог по темам: “Какими вы хотели бы видеть своих детей”, “Как влияет современное СМИ на развитие детей” и т.д. Мы рассказываем родителям о программе “Добрый мир” и о значимости программы в формировании духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста.
В детском саду в течение года, развешиваются информационные листы с рекомендациями по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Содержание информационных листов направлено на создание условий для развития духовно-нравственной основы личности.
Основное внимание родителей обращается на то, что для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители и воспитатели могут и должны создать условия для возникновения радости, уверенности, эстетических переживаний и других нравственных чувств. Необходимо говорить ребёнку и объяснять ему значение красоты для людей, её ценность и необходимость. Нужно прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.
Таким образом, красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах. [7, 3]
Также необходимо приобщать детей к рачительному ведению хозяйства, к труду, который составляет нравственную основу личности.
В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа. [8,26]
Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.
Не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения.
Ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.
Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности. [8, 26]
Чтобы ребёнок умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.
Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.
Если семье предложили прийти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [5, 15]
С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса. Тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.
Немаловажное значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю и т.д.
Необходимо приобщать ребёнка к духовному наследию нашего народа, посредством посещения церкви, вследствие чего у ребёнка развивается духовная нравственность. [1, 67]
Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задатки нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатель детского сада.
Совместно с родителями проводятся утренники, посвященные православным праздникам Рождество Христово, Татьянин день, Пасха и др.
Дети, готовясь к праздникам, делали подарки родителям (открытки на Рождество Христово), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.
Мы приложили немало усилий, привлекая родителей к участию в этих праздниках. На первом этапе они смущались, отговаривались, но мы их убеждали в необходимости в совместной с ребенком деятельности, после чего сначала робко, а потом все более уверенно принимали участие в праздниках. Основную часть костюмов, необходимых для выступления на праздниках, готовили родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети делали сами на занятиях изобразительной деятельностью.
Общение, как особый вид деятельности, активно использовался как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходило между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми.
Работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволила нам расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего “Я” с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Использование традиционных и нетрадиционных методов сотрудничества способствовало реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.
Благодаря досуговым формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между детьми, родителями и педагогами, которые познакомились с особенностями воспитания детей в семье. А родители получили возможность пересмотреть приемы и методы домашнего воспитания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам.
Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем духовно-нравственного воспитания, учет пожеланий родителей, использование методов их активизации способствовали формированию адекватной родительской позиции.
Праздники “Пасхи” и “Рождества Христова” не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосфера тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Родители убедились в том, что их участие в мероприятиях духовно-нравственного цикла нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
На начальном этапе сотрудничества с родителями возникла трудность к непосредственному восприятию духовно-нравственной направленности обучения их ребенка в русле православной педагогики. По нашим наблюдениям, это происходило из-за того, что родители были просто не готовы к данной деятельности и не были подкреплены знаниями о духовно-нравственной культуре личности в целом. После проведения индивидуальных бесед с родителями и вовлечения их в совместную деятельность мы отметили позитивные изменения в поведении детей и родителей.
Таким образом, мы видим, что проводимая нами работа достаточно эффективна, тесное сотрудничество с семьей, использование новых форм работы позволило изменить взаимоотношения между родителями и детьми и повысить уровень духовно-нравственного развития детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ // http://state-religion.ru/moral/concept/17-koncepcija-gosudarstvennojj-politiki-v-oblasti.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом “Карапуз”, 2008
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2009.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович М.: Ин-т практ. психологии. 2010. -532с.
- Воскресная школа для самых маленьких: пособие для преподавателей воскресных школ; программа: “Доброе слово”/Сенькова И.В., Филь Н.Л., Новикова С.К./под ред. Новиковой С.К. – Красноармейск: ДМЦХПП, 2010
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:Просвещение, 2009
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2008.
- Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. — М.: Практика 2010 - 59с.
- Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2010. 317с.
- Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин жен. монастырь, 2008. 560с.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2008