Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова Сократа о том, что “здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. О плохом здоровье подрастающего поколения стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до президента страны.
Работая, в школе уже много лет могу сказать, что практически здоровых детей - единицы. Если 10–15 лет, назад освобожденных от физической культуры в каждом классе, было по одному - два ученика, то теперь их стало пять–шесть и больше. И учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач.
В 2015 учебном году учащимися школы была проведена исследовательская работа, цель которой состояла в определении массы тела каждого ученика. Для достижения цели взяли учащихся 5–9 классов.
Провели измерения веса и роста. И с помощью индекса массы тела (индекс Кетле)
где:
m — масса тела в килограммах
h — рост в метрах,
и измеряется в кг/м2.
Индекс массы тела | Соответствие между массой человека и его ростом |
16 и менее | Выраженный дефицит массы тела |
16—18,5 | Недостаточная (дефицит) масса тела |
18,5—24,99 | Норма |
25—30 | Избыточная масса тела (предожирение) |
30—35 | Ожирение первой степени |
35—40 | Ожирение второй степени |
40 и более | Ожирение третьей степени (морбидное) |
и таблицы индекса массы тела в зависимости от веса и роста
Рост (см) | Индекс массы тела | ||||||||||||||
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 35 | 42 | ||
Масса тела (кг) | |||||||||||||||
145 | 41 | 43 | 45 | 47 | 50 | 52 | 54 | 56 | 58 | 60 | 62 | 64 | 75 | 80 | |
147 | 42 | 45 | 47 | 49 | 51 | 54 | 56 | 58 | 60 | 62 | 64 | 67 | 78 | 89 | |
150 | 44 | 46 | 48 | 50 | 53 | 55 | 58 | 60 | 62 | 64 | 67 | 69 | 80 | 92 | |
152 | 45 | 48 | 50 | 52 | 55 | 57 | 59 | 62 | 64 | 67 | 69 | 71 | 83 | 95 | |
155 | 47 | 49 | 52 | 54 | 57 | 59 | 61 | 64 | 66 | 69 | 71 | 74 | 86 | 98 | |
157 | 48 | 51 | 53 | 56 | 59 | 61 | 63 | 66 | 68 | 71 | 73 | 76 | 89 | 100 | |
160 | 49 | 52 | 55 | 58 | 60 | 63 | 65 | 68 | 71 | 73 | 76 | 78 | 92 | 105 | |
162 | 51 | 54 | 57 | 59 | 62 | 65 | 67 | 70 | 73 | 76 | 78 | 81 | 94 | 107 | |
165 | 53 | 56 | 59 | 61 | 64 | 67 | 70 | 72 | 75 | 78 | 81 | 84 | 97 | 111 | |
167 | 54 | 57 | 60 | 63 | 6 | 69 | 72 | 75 | 77 | 80 | 83 | 86 | 100 | 115 | |
170 | 56 | 59 | 62 | 65 | 68 | 71 | 74 | 77 | 80 | 83 | 86 | 89 | 103 | 118 | |
172 | 58 | 61 | 64 | 67 | 70 | 73 | 76 | 79 | 82 | 85 | 88 | 91 | 106 | 121 | |
175 | 59 | 63 | 66 | 69 | 72 | 75 | 78 | 81 | 85 | 88 | 91 | 93 | 109 | 125 | |
177 | 61 | 64 | 67 | 71 | 74 | 77 | 81 | 84 | 87 | 89 | 90 | 94 | 97 | 129 | |
180 | 63 | 66 | 69 | 73 | 76 | 80 | 83 | 86 | 90 | 93 | 96 | 99 | 106 | 132 | |
182 | 65 | 68 | 72 | 75 | 78 | 82 | 85 | 89 | 92 | 95 | 99 | 102 | 119 | 136 | |
185 | 67 | 70 | 73 | 77 | 81 | 84 | 87 | 91 | 94 | 98 | 101 | 105 | 122 | 140 | |
187 | 68 | 72 | 76 | 79 | 83 | 86 | 90 | 94 | 97 | 101 | 104 | 108 | 126 | 144 | |
190 | 70 | 74 | 77 | 81 | 85 | 89 | 92 | 96 | 99 | 104 | 107 | 111 | 129 | 148 |
ИМТ <18,5 - недостаточная масса тела
ИМТ 18,5-24,9 - нормальная масса тела
ИМТ 25-29,9 - избыточная масса тела
ИМТ > 30 - ожирение
смогли определить, является ли масса ученика избыточной или недостаточной. Из 290 учащихся, 87 учеников - это 30%, имеют избыточный вес. Причем, как показало исследование, в 8-9 классах избыточный вес имеют больше учеников - 48 (16.5%), чем в 5-7 классах - 39 учеников (13.5%)
Это свидетельствует о том, что в старшем возрасте дети ведут малоподвижный образ жизни, смотрят телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки. Недостаток физической активности приводит к замедлению обмена веществ и кровообращения, тем самым уменьшается количество сжигаемых калорий, излишки которых откладываются в виде жира.
Основной причиной ожирения является несоответствие объема поступающей пищи с расходом энергии в процессе жизнедеятельности. Предпосылки для возникновения избыточной массы тела чаще всего закладываются в детстве. Реже ожирение вызывается эндокринными расстройствами и нарушением обмена веществ.
Постепенно прогрессируя, ожирение становится причиной многих сопутствующих заболеваний: вегето-сосудистой дистонии, сахарного диабета, различных нарушений опорно-двигательного аппарата. Необходимо знать, что ожирение само по себе является заболеванием, так как излишняя масса тела дает дополнительную нагрузку на все физиологические системы.
Проблема детского питания в России стоит уже настолько остро, что при клинике лечебного питания РАМН было открыто отделение педиатрической диетологии. Пока единственное в стране. По оценкам специалистов, за последние 5 лет количество российских детей, страдающих избыточным весом, увеличилось почти на 20%.
По мнению специалистов Клиники питания РАМН, у детского ожирения в России четыре основные причины.
Причина первая - рост благосостояния граждан.
Дети стали есть больше и лучше. Родители, которые еще помнят не самые лучшие времена, стараются подкормить своих детей, что называется, впрок. При этом обеспеченных семей, где родители пытаются регулировать систему питания детей и увеличивать физическую нагрузку детей, единицы.
Причина вторая – образовательный бум. Современные дети практически все свое время проводят если не за школьной партой, то за компьютером или телевизором. Как итог - из-за постоянных занятий, репетиторов, телевидения и Интернета дети ведут сидячий образ жизни и не тратят энергию, получаемую с продуктами.
Причина третья - качественный состав потребляемых продуктов.
В России, по статистике, как взрослые, так и дети очень сильно отстают от нормы по потреблению следующих продуктов: овощи и фрукты, цельные злаки, белок растительного и животного происхождения.
Причина четвертая - падение культуры питания
В широком смысле культура питания - это традиции и устои в отношении приема пищи. По наблюдениям диетологов, в России практически не проводится работа по ее воспитанию ни родителями, ни педагогами. Питание - это навык, который надо вырабатывать, воспитывать.
Борьба с ожирением должна начинаться с осознания того, что излишний вес не может быть признаком хорошего здоровья, а пышные формы - мерой физической красоты.
Время от времени в различных средствах массовой информации пропагандируются различные диеты, всевозможные приемы кодирования, препараты, якобы эффективно снижающие массу тела. В этих рекомендациях и советах трудно ориентироваться недостаточно образованному человеку, особенно подросткам и молодым людям, начинающим понимать, что чрезмерная масса тела является недостатком их физического развития и состояния здоровья. Наиболее озабоченные этой проблемой иногда прибегают к различным способам голодания, не задумываясь о том, что голодание требует соблюдения определенной методики и строгого медицинского контроля. Снижать массу тела необходимо в течение довольно длительного времени, так как резкое его уменьшение приведет к негативным последствиям.
В борьбе с ожирением необходима серьезная работа по профилактике, разъяснению правильных методов регуляции веса без нанесения вреда здоровью. Диета, кодирование и другие способы похудения могут дать временный эффект, но они не способны решить проблему в принципе и, как следствие, могут спровоцировать стрессы, вызванные глубоким разочарованием, неуверенностью в своих силах и еще большей степени ожирения.
Основным методом борьбы с ожирением является организация правильного питания в сочетании с упорядочением двигательной активности.
Объем двигательной активности включает не только выполнение специальных физических упражнений, но и различные виды физической работы. Активный образ жизни предусматривает прогулки, участие в походах.
Для примера, хорошим стимулом для повышения физической активности детей являются различные игры на свежем воздухе, езда на роликах, скейтах, самокатах, велосипедах.
Правильно подобранные упражнения при регулярных занятиях позволяют добиться снижения веса на 3-5 кг к концу 2-3-го месяца занятий. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что самыми трудными являются первые 1-2 месяца после начала занятий. Поэтому очень высокие требования предъявляются к волевым качествам человека, так как без большой настойчивости и упорства невозможно сделать эти занятия потребностью. Избавление от лишнего веса, приобретение легкой красивой походки, спортивной фигуры, хорошей осанки являются важными мотивами для регулярных занятий. Вместе с тем, существуют и другие виды мотивации: раскрыть дополнительные возможности человека, избавиться от комплекса физической неполноценности, приобрести уверенность в себе.
Приступив к регулярным занятиям физическими упражнениями, необходимо помнить о постепенном повышении физической нагрузки, ее разнообразии за счет использования одновременно различных форм занятий: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, пешеходные прогулки, плавание, велоезда. При ожирении предпочтительнее выполнять упражнения, в положении лежа, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Преимущественное внимание уделяется упражнениям на укрепление и развитие крупных мышц брюшного пресса, улучшению осанки.
Одной из особенностей занятий является сравнительно небольшая дозировка упражнений с постепенным ее увеличением по мере нормализации показателей веса. Большое внимание уделяется самоконтролю. Частота пульса во время занятий не должна превышать 130-150 уд/мин. Важным показателем правильности занятий является отсутствие болевых ощущений в области сердца, тяжести и других дискомфортных явлений.
Некоторые люди предпочитают не утруждать себя физическими упражнениями, считая, что можно прожить и без них. Такая недальновидная точка зрения является следствием недопонимания ответственности за детей, семью, порученное дело. Мало того, человек с избыточной массой тела очень многое теряет в жизни, отказываясь от ощущения мышечной радости при занятиях плаванием, оздоровительным бегом, лыжных прогулках. Нежелание избавиться от лишнего веса можно рассматривать как следствие упадка духа, безразличие к себе, своим близким. В этом случае нужна, прежде всего, психологическая помощь.
Примерный комплекс упражнений для подростков, имеющих избыточный вес.
1. Лежа на спине, руки вперед, ноги согнуть, руки вверх, ноги выпрямить, руки в стороны, правую ногу вперед, руки вниз, левую ногу вперед, принять и. п.
2. Лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь, руки на пояс, ноги скрестно, руки в стороны, ноги врозь, принять и.п.
3. Лежа на спине, руки вверх, перекат вправо в положение, лежа на животе; правую ногу назад, прогнуться в грудной части позвоночника, руки за голову, лечь на живот, перекат в и.п. то же - с другой ноги.
4. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; левую ногу вперед, в сторону, назад; принять и.п. То же - лежа на левом боку с правой ноги.
5. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; согнуть ноги вперед, выпрямить вперед (по отношению к туловищу), согнуть, принять и. п. то же на левом боку.
6. Упор, стоя на коленях, опираясь на руки, упор присев, выпрямить ноги, согнуть, принять и.п.
7. Упор, стоя на коленях, сесть на пятки, наклон вперед, грудью касаясь, пола, сесть на пятки, принять и.п.
8. Лежа на спине, согнуть ноги, касаясь пятками пола, опустить колени справа, слева. Принять и.п.
9. Лежа на спине, смена положения согнутых ног - “велосипед”.
Таким образом, правильная организация питания в сочетании с двигательной активностью поможет поддержать и укрепить здоровье. Необходимо убеждать детей, что физическая культура во всем многообразии ее средств и методов - лучший друг и помощник каждого человека в любом возрасте.