Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, глаголами, закрепление терминов “слог”, “слово”, “предложение”, “слова-близнецы”); постижение смысла и многозначности слов; развитие навыков звукового и слогового анализа слов.
- Актуализация словаря словами-омонимами. 3.Обучение элементам грамоты; чтение и печатание слов;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие зрительной памяти и слухового внимания.
Воспитательные:
- Развитие воображения и творческой фантазии;
- Формирование умения внимательно слушать педагога, товарища.
Материал:
- Символы: “живое-слово”, “неживое-слово”, “слова -действия”, “слова-признаки”; касса букв, маркерная доска, мультимедийное оборудование, игрушка Лунтик.
Ход занятия
1. Организационный момент:
а) – Ребята, поприветствуйте своих друзей, воспитателей и улыбнитесь им. (слайд 2)
С добрым утром!
С новым днем!
Пусть везет тебе во всем!
б) Сядет тот ребенок, чье имя начинается на первый звук моего слова. Слушайте внимательно: сок, малина, конфета, носорог, ракета....
2. Закрепление понятий “слог”, “слово” “предложение”.
а) – Ребята, к нам на занятие пришел Лунтик со своими друзьями. (слайд 3). Вы же знаете, что он много путешествует, всем интересуется и хочет у вас новому поучиться. Поможем?
(Выставляется картинка “Лесная поляна”. (слайд 4)
Что увидел Лунтик в лесу? (Деревья, грибы, цветы) Вы назвали много предметов. Что вы произносили? Слова или звуки?
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!И все, что только видит глаз —
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибаев
Кого Лунтик увидел в лесу? (Лисенка, зайчонка , ежонка) (Логопед показывает символ “живого-слова”). Что вы увидели в лесу? (Деревья, грибы, цветы.) (Выставляется символ “неживого-слова”)
- Какие слова подходят к этому сигналу? (Дети называют живые и неживые предметы)
Сколько слогов в слове гриб? Лиса? Дерево?
в) (Логопед показывает символ “слова-действия”)
- Что обозначает и на какой вопрос отвечает этот символ?
- Обозначает работу, действие; отвечает на вопрос “Что делает?”.
- Что делает лиса? - Лиса играет.
- Что делает гриб? - Гриб растет.
г) А теперь придумайте слово к этому символу? (Показывает символ “слова-признаки”)
- Цветок- красивый, душистый... Ежик- колючий, хороший...
д) Лунтик спрашивает:
- Если “слова” “подружатся” между собой, что получится? (Предложение)
3. Ознакомление со словами-омонимами. (слайд-5)
А) (Логопед показывает картинку девичьи косы и просит одного из детей выложить это слово на доске. Затем выкладывается картинка косы-орудия труда. )
- Похожи ли предметы, изображенные на рисунках? (Нет)
- А как назвали мы эти слова? (Коса. Коса.)
- Как эти слова пишутся? (одинаково)
- Как эти слова произносятся? (одинаково)
- Название и правописание их похоже? (да.)
Сколько есть на свете кос? (слайд 6)
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
- Сколько есть на свете кос?
- Дорогой Лунтик, ребята, посмотрите разные, ничем не похожие предметы названы похожими словами. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.
Слова как близнецы похожи,
Но значат не одно и то же:
Груз подает подъемный кран,
А воду льет в квартире кран. (слайд 7)Скажи родник – (слайд 8)
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем). (А. Барто)
Б) Игра “Отгадайте загадки”(слайд 9)
Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи. (Лук) (слайд 10)Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю. (Перо) (слайд 11)На дереве висит,
В книге лежит. (Лист) (слайд 12)
4. Физкультминутка. (слайд 13)
Топали мы, топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали
И дальше потопали.
5. Чтение сказки “Ярмарка слов” (см. приложение 1), (слайд 14)
Вопросы к сказке:
- Что продавали на ярмарке?
- Слово иголки кто купил? Молния? Нос? Язык?
- Как вы думаете, кому понадобились КИСТИ (виноград, рябина, смородина, художник), НОЖКИ (диван, стол, стул, люди, грибы)?
6. Развитие динамической речи и закрепление термина “слова–близнецы”. (Логопед на маркерной доске схематично рисует ответы детей)
а) Игра “Лунтик увидел....”
- Лунтик увидел ручку.
- Как вы думаете какую ручку увидел Лунтик? Пишущую? Дверную? Левую или правую?
- Я увидел лук. (Овощ? Оружие?)
- Я увидел шляпку. (Головной убор? Шляпку гриба? Шляпку гвоздя?)
Б) Игра “Исправь ошибку Лунтика” (слайд 15)
Лунтик показывает свои рисунки-путаницы.
- По вечерам к нам приходила соседка и дедушка отбивал ей косу. (слайд 16)
- В автобусе кондуктор поймал “зайца”. (слад 17)
В) – Ребята, Лунтик решил проверить ваши знания и хочет поиграть с вами в игру “Вопрос от меня – ответ от тебя” (слад 18)
1. Каким ключом нельзя открыть замок? (который бьет из земли)
2. Какую соль не кладут в суп? (ноту соль)
3. Из какого крана не льется вода? (из подъемного)
4. Какой лук не кладут в суп? (оружие)
5. Какая гусеница не годится для трактора? (насекомое)
7. Какой кистью не покрасишь стену? (виноградной)
8. Каким бором не вылечишь зуб? (сосновым)
9. Какие рукава поливают воду? (пожарные рукава)
10. На каких полях не растет пшеница? (на тетрадных)
11. Какие лисички не носят шляпки? (звери – лисички)
10. Итог занятия. (слайд 19)
- Что нового вместе с Лунтиком вы узнали на занятии? Что удивило вас? Какие игры запомнились? Как вы думаете Лунтику понравилось, как вы занимались?
А вам ?
Использованная литература.
- Беженова М.А. Веселая грамматика. - Д.Сталкер. 1998;
- Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. – М. Баланс, 1999;
- Крупий Е.Л. “Волшебная логопедия”- Д. - Сталкер. 1999;
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос, 1999;
- Учебники “Русский язык” из школьной программы.
Приложение №1
Сказка “Ярмарка слов” (слова-омонимы)
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве была особая ярмарка - ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова- кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей.
- Кому, кому иголки?
ИГОЛКИ понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснами елкам, и конечно же, портным.
Нашло разных покупателей и ЯЗЫК. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени?
Слово НОС шло нарасхват. Оно понадобилось и людям, и животным, птицам, и даже лодкам, кораблям и катерам, которые стали гордо бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек.
Слово ХВОСТ пригодилось всем животным, птицам, а так же поездам, самолетам ракетам и кометам. За ним сразу же выстроилась большущая очередь, в конце которой тоже был хвост.
- А вот ШЛЯПКИ. “Кому шляпки?”- кричали продавцы. За ними побежали женщины, ведь шляпки неотъемлемая часть их гардероба. Когда женские шляпки были распроданы, к продавцу, неуклюже подпрыгивая на одной ноге, прискакали грибы и гвозди.
У кого нет РУКАВОВ? Срочно приобретайте! За рукавами степенно выстроились платья, костюмы, пальто, блузки и прочая одежда. А потом прибежала река и от нее сразу же побежали во все стороны журчащие и говорливые рукава. А через минуту примчались пожарные: шланги , которыми они пользуются при тушении пожара, так похожи они по длине, длинные рукава, что так и стали их называть.
А вот слово КИСТЬ.
- Кому? Кому? Подходи скорей, подходи не жалей.
Рдея от смущения, подошла рябина. А за ней смородина, калина и виноград. Поспешил за ними и человек, что за руки без кисти? Понадобилось кисть и художнику. Без кисти он не может рисовать картинки. Через некоторое время появилось, развевающееся на ветру знамя. Ему понадобились тяжелые золотые кисти для праздничного парада.
Слово ДВОРНИК очень понадобилось человеку, убирающему мусор на улице, а так же шоферу, которому надо очищать стекла машины от пыли и потоков дождя, ведь приспособление на переднем лобовом стекле машины называется дворником.
ПОЛЯ достались крестьянам и фермерам. Где же им расти урожай? Слово “поле “ на свою голову купили ученики, с тех пор на полях тетрадей строгие учителя отмечают ошибки и ставят оценки.
- Только у нас и только сейчас НОЖКИ всех размеров и видов, продолжался бойкий торг.
За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны - одним словом вся мебель. Весело приплясывая прибежали дети, охая и вздыхая приковыляли грибы.
Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одним покупателем, другие -разными. Вот и получилось, что одно и тот же слово мы можем встретить в нескольких местах и в совершенно разных значениях.