Разработка урока “Мировое хозяйство и МГРТ. Экономическая и социальная география мира"

Разделы: География

Класс: 10


Основные этапы формирования мирового хозяйства:

Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда (МРТ).

МГРТ (МРТ) - это специализация хозяйства отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми они обмениваются.

Международная специализация  - это хозяйственный облик многих стран.

Факторы МГРТ:

1) фактор природных условий

2) фактор сырья (природные ресурсы)

3) МГРТ и ГП

Например:

  • Япония - крупнейший в мире экспортёр автомобилей, морских судов, продукции электроники.
  • Болгария - выпуск продукции АПК и подъёмно-транспортного оборудования.
  • Замбия - крупнейший в мире экспортёр медной руды.
  • Развитые страны - выпуск на экспорт машин и оборудования, товаров длительного пользования.
  • Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки - это ресурсоснабжение промышленно-развитых стран.
  • МГРТ для Великобритании и стран Ближнего Востока благодаря географическому фактору (Великобритания - благодаря ГП реализовала плоды промышленной революции, а Ближний Восток стал крупнейшей топливно-энергетической базой мира)
  • Страны Карибского бассейна - поставщики кофе и сахара, так как высокий урожай, а родина кофе - Африка.

Социально-экономические условия

Вывод:

МРТ не только прогрессивный, но и неизбежный процесс в условиях мирового хозяйства. Оно служит объективной основой интернационализации хозяйственной жизни и фундаментом мирового сосуществования государств. МРТ наряду с мировым рынком и системами связи и транспорта образует каркас единого мирового хозяйства. Существуют общие законы его развития, пренебрежения которыми дорого обходятся любому государству.

  1. Мануфактурная стадия развития капитализма 16-18 века;
  2. Бурное развитие транспорта;
  3. Возникновение колониальной системы; мирового рынка;
  4. Образование мировой капиталистической системы хозяйства;
  5. Октябрьский переворот, раскол в мировом хозяйстве;
  6. Образование мировой социалистической системы хозяйства после второй мировой войны;
  7. “Бархатные” революции 80-90 годы 20 века, образование постсоциалистических стран, распад СЭВ (Совета экономической взаимопомощи - экономическая организация соцстран);
  8. НТР и мировое хозяйство. Стремительный рост и изменения прежде всего в электроэнергетике, автомобилестроении и химической промышленности;
  9. Формирование ТНК;
  10. Глобализация экономик многих стран мира.

Структуры хозяйства:

1. Исторические - аграрный этап

  • индустриальный этап
  • постиндустриальный этап

2. Функциональная

  • первичный сектор
  • вторичный сектор
  • третичный сектор
  • четвертичный сектор

3. Отраслевая структура народного хозяйства

  • материальная или производственная —> промышленность, с/х, транспорт и т.д.
  • нематериальная или непроизводственная —> наука, культура, образование, здравоохранение и т.д.

Для России и др. стран?

Итог Беседа фронтально устно. Технический уровень стр-ра промышленности, конкурентно способность продукции, уровень жизни населения тормозят эффективное функционирование России в глобальной экономике.
  Информация - экран - работа с текстом экрана.

Экран “карта мира охвата Интернетом”

НО... глобальное информационное пространство охватило Россию к 2001 году. Интернетом в России охвачены 13 млн. человек. В Москве и Санкт-Петербурге уровень развития Интернета сравним со среднемировым.
Значение, роль, абревиатура Информация - запись на доске в тетрадях, предварительная беседа о переводе и значении Интернета

10 мин

В каких странах мира макс и мин охват?

Особую роль в формировании глобального информационного пространства играет всемирная телекоммуникационная система Интернет, которую именуют Всемирной паутиной World - Wide - Web или WWW) Главная идея Интернета - свободное распространение информации и установление контактов между людьми.

Основные функции Интернета Работа с одаренными детьми. Выполнить задание в тетрадях самостоятельно.

Включение экрана - проверка правильности.

10 мин

 
Рефлексия Тест с диска (40 вариантов) Ответы учеников на вопросы теста, самопроверка. 19 мин Ученики, выполнившие без исправлений дают тетрадь учителю для оценки “5”.