Тип урока | Открытие “новых знаний” | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми | ||
Образовательные ресурсы | Презентация “Зачем люди общаются” [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://urok.1sept.ru/articles/571552/ | ||
План урока | 1. Что такое общение. 2. Каковы цели общения. 3. Как люди общаются. 4. Что дает человеку общение |
||
Личностно значимая проблема | Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми? | ||
Методы и формы обучения | Методы:
частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
||
Основные понятия | общение, речевое и неречевое общение | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: понимать, почему без
общения человек не может развиваться полноценно.
Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи и зависимости между
объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Технологическая карта занятия
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации
совзаимо- действия |
УУД | Формы контроля |
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у
обучающихся, внутренней потребности включения в
учебную деятельность, уточняет тематические
рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Приветствует учеников. Повторяют правила и алгоритм работы. Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди. Оцениваем ответ, а не человека. Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне. |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно выстроить план занятия. | Фронтальная работа | Личностные: стремление к познанию
новых знаний; правильно идентифицируют себя с
позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения, проявляют заинтересованность в решении проблемы. |
|
II. Актуализация знаний 5 мин |
1. Беседа по теме “Зачем люди общаются?” 2. Работа с учебником 3. “Картинная галерея”, с. 73 |
Организует диалог с учащимися по
вопросам и слайдам презентации. Слайд №1 В чем
смысл высказывания А.Экзюпири? Ваше отношение. На доске вместо темы - слова: разговор, беседа, диалог. Что общее объединяет эти слова? Постановка цели нашего занятия. Ваша цель для каждого? Что вы ожидаете от урока? Составление плана уч.занятия, слайд №2 1. Понятие общения. 2. Способы общения. 3. Правила общения. 4. Роль общения в жизни людей Стр 67 учебника-проблемный вопрос(раздел вспомним) Слайд №3 – Может ли человек прожить без общения? – Что помогает людям общаться? – Только ли речь можно использовать для общения?Почему говорят “молчание-золото”? Слайд №4 А теперь давайте обратимся к страницам учебника 73, картина Перова (работа по разделу “Картинная галерея”) А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? |
Отвечают на вопросы Ставят цели, формируют (уточняют) тему занятия. Определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Ученики отвечают на вопросы проблемного характера. |
Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно
выделяют этапы занятия и формулируют каждый для
себя познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы. |
Устные ответы |
III. Первичное усвоение новых знаний 15 мин |
1. Презентация “Зачем люди общаются”. 2. Работа с учебником 3. Работа с дополнительным материалом |
Итак, что же такое общение? Какие у вас
возникают ассоциации, когда вы слышите слово
“общение”? Ваше задание: найти это понятие в орфографическом словаре, учебнике и внимательно прочитать. Показывает и поясняет слайды презентации (слайд №5), организует обсуждение новой информации А теперь попробуем пообщаться друг с другом. Игра “Живые руки”. Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, коснуться друг друга ладонями перед собой. “Сейчас мы будем беседовать, и выражать эмоции ладонями”. Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Слайд №6 А как вам удобнее общаться? Почему? А как вы думаете, есть в наше время люди, ограниченные в вербальном общении? С помощью чего они общаются? Что мы используемся при общении? Ваши версии? Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- учебнику, стр 69-70 (найдите в тексте параграфа) средства общения, что помогает человеку поддерживать разговор? Какие средства? Слайд №7 Давайте попробуем произнести с разными средствами общения: интонацией, жестикуляцией, мимикой. 1-я гр. “здравствуйте, гости” 2-я гр. “спасибо, что приехали” 3-я гр. “молодцы, ребята” Где в своей жизни, личном опыте, вы применяли, наблюдали средства общения? |
Работа с разными словарями и текстом
учебника на стр 67 Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям. Записывают определение понятия “общения” в тетрадь. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают собственное мнение, обсуждают мнения своих товарищей. |
1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Парная работа |
Личностные: выражают устойчивую
учебно-познавательную мотивацию учения;
проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей
группой; выражают положительное отношение к
процессу познания. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. |
1. Записи в тетради. 2. Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление(проверка
понимания) и закрепление. 13 мин |
Задания рубрики “В классе и дома”, с. 74 | Чтобы лучше понять способы общения,
поработаем в группах. Передать полученную
информацию предложенным способом. Работа в
группах. Контролирует выполнение работы
учащихся в группах. Давайте посмотрим, как это работает на практике. Задания по группам: 1-я группа. Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворения 2-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать и выполнить инсценировку. 3-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке (как родители дома сына воспитывают) Почему первый опыт общения мы получаем в семье? Чему учит вас семья? А вы семью? Слайд №8 Какой способ общения вам больше нравится? Оцените работу групп, смайликом. Какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Слайд №9 Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем
небольшую физкультминутку (Видео- С помощью какого способа общения мы проводили физминутку? (вербального и невербального) |
Стихотворение на выбор, сценка по ролям. | Фронтальная работа, парная, групповая. |
Познавательные: самостоятельно
устанавливают зависимость между объектами. Предметные: пробуют оценить правовую сторону конкретных ситуаций; высказывают свою точку зрения. Личностные: заинтересованность в успешности своей группы, умения оценить свой ответ и выступления товарищей. |
Опрос |
V. Итоги занятия. Рефлексия 7 мин |
Обобщение полученных сведений | Организует деятельность по применению
новых знаний. Работа в парах: Упражнение “Человечек хочет общаться” (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку. Упражнение “Парный рисунок”. 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево. Чему нас учит это упражнение? Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения) Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. “Попробуйте Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что? Любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: Ребята все вместе дополняют - “Попробуйте Скажите, мы достигли цели урока? Слайд №2 Что вы узнали нового из нашего занятия? Какое настроение у вас было? Я попрошу вас выразить речевыми и неречевыми средствами общения своё отношение к занятию. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Анализируют свою деятельность по достижению цели. Самая главная цель общения состоит в том, чтобы.... |
Фронтальная работа, парная. | Личностные: осмысление важности
процесса общения в жизни человека Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения нового материала |
Оценивание учащихся |
VI. Информация о домашнем задании. 3 мин |
параграф 8 | 1) составить рассказ о правилах общения
с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с
учителями. Слайд № 10 или 2) раб.тетрадь, стр 38 №4 - устно ИТОГИ урока. А теперь поделимся радостью. Мне сегодня понравилось... А вам? Ребята, общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. |
Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Список литературы
- Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику. Изд-во “Учитель”, 2016
- Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. М: Просвещение, 2016
- Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь “Обществознание. 6 класс” (М.: Просвещение, 2016)
- Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2016
Медиаресурсы
- - Компьютерные презентации по темам курса обществознание
- Презентация “Зачем люди общаются” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/571552/
Ресурсы Интернета
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- https://urok.1sept.ru/ - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”