Вопросы аппликатуры в обучении игре на фортепиано

Разделы: Музыка


Аппликатура – это распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью “высчитывается” по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша “до” берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу “ми”, следовательно, надо взять третьим пальцем, так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным и решающим моментом в выборе аппликатуры является не “высчитывание”, не так называемое “удобство”, а ее целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э.Бах писал: “Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей аппликатуры”. Не раз подчеркивал эту же мысль и Г.Бюлов: “Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство”.

Пианист должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой “удобной” аппликатурой; то, что “удобно”, не всегда художественно полноценно.

Существует, в основном, два типа аппликатур: “трёхпалая”, ведущая своё начало от Черни, и “пятипалая”, идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время “трехпалая” аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры – сочетании легатности с почти неподвижной рукой – это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого”). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее “связанным”, его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться “собирающий” бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование “трёхпалой” аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем. В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде на определенных упражнениях (Приложение 1). В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.

Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:

  • принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство (“устройство”) музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему.
  • гибкость, изменчивость (“вариантность”) аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.
  • принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет “устраиваться” на клавиатуре, чем большая рука. Этот принцип подчинён двум первым. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбор аппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемого произведения, с другой – целым рядом других причин, в первую очередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (их строением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Но здесь необходимо заметить, что хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджиообразные последовательности, двойные ноты и аккорды - имеют строго определенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.

Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.

В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушеванные последующей правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального произведения (например, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных, аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности (“как пальцам удобнее”), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу.

Также следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае (для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования). Но здесь надо учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащегося далеко не сразу: оно требует, с одной стороны, хорошего “инстинктивного” ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.

Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:

1. Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И “выравнивать” их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке.

  • Первый палец – земледелец, способный к тяжелой работе. Его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не “уходил” с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.
  • Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.
  • Третий занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационный функции, олицетворяя собой конструктивные силы.
  • Четвертый не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства.
  • Пятый – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

2. Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.

3. Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.

4. Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.

5. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.

6. Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной, стараться не нарушать аппликатурные требования.

7. В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся “мелочи” зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.

8. Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.

9. Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким “правилам” аппликатуру. Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства.

10. Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).

Аппликатурная дисциплина - один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнение “Пальчик, просыпайся”

Цель данного упражнения - научить учащегося быстро определять нумерацию пальцев.

Педагог предлагает учащемуся “разбудить” определенный палец на определенной руке (ученик должен с закрытыми глазами, не глядя на руки, сообразить на какой руке и каким пальчиком нужно пошевелить). Затем в данном упражнении хорошо перейти к определенным последовательностям пальцев. Следующим этапом этого упражнения является знакомство с аппликатурой парными пальчиками: 1-3, 2-4, 3-5 и 5-1; причем вначале каждой рукой отдельно, а затем одновременно двумя руками.

Это упражнение развивает координацию и умение быстро думать, активизирует мышление ученика, воспитывает мышечную память.

Упражнение “Разведчик”

Это упражнение на подкладывание первого пальчика, когда он легко скользит под ладошку к пятому при собранной руке, держащей “свод”.

Упражнение “Краб”

Это упражнение учит выполнять движение от четвертого пальца к первому, когда первый лежит неподвижно, а свод руки накрывает и раскрывает первый палец.

При выполнении данного упражнения можно одновременно с движениями пальцев проговаривать следующее стихотворение:

“Кто там прячется в углу,
Кто забился под кору.
Кто усами шевелит
Ничего не говорит.
Старый краб, не будь упрям,
Вылезай как быстро к нам”

Упражнение “Слон”

Это упражнение представляет собой ходьбу - перешагивание с одного пальчика на другой следующей аппликатурой: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 и также обратно: 5-4, 5-3, 5-2, 5-1. Также хорошо выполнять это упражнение и двумя руками.

Здесь можно проговаривать следующее стихотворение:

“Динь дон, динь дон,
В зоопарке ходит слон”

Упражнение “Цапля”

В данном упражнение ученику предлагается играть на столе, высоко поднимая пальчики 2-3 или 3-4 с проговариванием в ритме стихотворный текст “Наша Таня громко плачет” или “Мой веселый звонкий мяч”. Это упражнение можно выполнять как отдельными, так и одновременно двумя руками. Постепенно следует усложнять аппликатуру, добавляя 1-й и 5-й пальцы.

Упражнение “Часики”

Игра на столе на подкладывание 1-го пальца: 1-2-1-3, где третий палец ставится перед первым. Другой вариант: 1-2-1-4, где четвертый палец также играет перед первым.

Все приведенные выше упражнения можно и нужно затем переносить на инструмент.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1998.
  2. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. - М.: Классика-XXI, 2010.
  3. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.
  4. Как научить играть на рояле. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике./Сост. Грохотов С. – М.: Классика-XXI, 2009.
  5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика-XXI, 2010.
  6. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2009.
  7. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2008.
  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Дека-ВС, 2008.
  9. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1997.
  10. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика-XXI, 2009.