Основной особенностью психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в настоящее является внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего профессионального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие студентов, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности психолога.
Возникновение понятия “универсальные учебные действия” связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности студентов. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий студентов, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД), как известно, делятся на четыре основные группы.
- Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию студентов на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
- Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения проводятся при поступлении ребенка в школу. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
План работы психолога по формированию и мониторингу УУД у студентов является частью общеколледжной программой развития УУД и должен реализовываться согласовано с планом работы преподавателей начальных курсов по формированию УУД, планом административного контроля процессов и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов.
Исходя из последнего, можно сформулировать основные направления работы, связанные с разработкой и внедрением психологических критериев. На этих критериях основывается формирование личности, к ним можно отнести следующие:
1. Сопровождение внедрения ФГОС на младших курсах.
Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика студентов на этапе поступления в колледж и мониторинг формирования “умения учиться” у первокурсников.
2. Участие в разработке и реализации общеколледжной программы развития УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей их формирования.
3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.
4. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у студентов младших курсов. Проведение тренинговых занятий со студентами, направленных на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
5. Выявление студентов с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
6. Психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.
7. Изучение нового ФГОС основного общего профессионального образования и подготовка к его реализации.
Введение новых образовательных стандартов существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы колледжа, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды колледжа, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
В соответствии с обозначенными особенностями психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в настоящее время на постоянной основе за предыдущий год рассмотреть на заседаниях методических объединений представления опыта работы по следующим направлениям:
- инновационные подходы в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в новых условиях;
- измерение и оценка метапредметных и личностных образовательных результатов, возможности психологического мониторинга;
- профессиональная компетентность преподавателя как условие эффективности образовательного процесса: психологический аспект;
- консультативная работа педагога-психолога в системе психологического сопровождения студентов при подготовке к ЕГЭ;
- характеристика и способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе;
- роль педагога-психолога в условиях реализации новых ФГОС основного общего и профессионального образования;
- психолого-педагогическое сопровождение студентов подвергшихся жестокому обращению и насилию;
- психолого-педагогический аспект работы с одаренными детьми в контексте новых образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в формировании главной ценностной установки - умения учиться;
- социально-психологический аспект работы со студентами в условиях инклюзивного обучения;
- мотивация студентов как одна из ключевых проблем повышения качества образования;
- психолого-педагогическое сопровождение развития первокурсников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации новых ФГОС;
- психологическая поддержка педагога в условиях инновационных процессов в образовании.
К величайшему сожалению не во всех образовательных учреждениях имеются психолого-педагогические структуры, которые занимаются сопровождением воспитательно-образовательного процесса в рамках психолого-педагогических компетенций. Хочется обратить особое внимание на личностный подход в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование личности. Данное пожелание продиктовано на основании собственного опыта педагога.