Учебный предмет: модуль Основы мировых религиозных культур.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий.
Задачи урока:
- предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
Оборудование:
- Учебник “Основы мировых религиозных культур” для 4-5 классов, автор А.Л. Беглов, Е.В. Саплина.
- Электронная презентация к уроку.
- Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
- мировых религий.
- Аудиозапись молитв разных религиозных направлений.
- Компьютеры (3 шт. для работы в группах).
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
2. Актуализация знаний:
- Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство?
- При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (Киевский князь Владимир.)
- Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства.)
- От какой страны Русь приняла христианство? (Византия.)
- В каком году это произошло? (988 г.)
- Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (Создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи.)
- Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось христианство? (В XI веке на православную и католическую церкви.)
- Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие ислам, иудаизм и буддизм. (Они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов.)
- Какие народы России исповедовали буддизм? (Буряты, калмыки, тувинцы.)
3. Введение в тему урока
- В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы изучаем? (Мировые религиозные культуры.)
- А почему эти религии называются мировыми? (Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам.)
- Давайте заполним таблицу на доске. Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам. (На доске на карточках написаны слова “Библия”, “Типитака”, “Коран”, “храм”, “мечеть”, “пагода”, “священник”, “имам”, “лама”. Карточки со словами “ритуалы”, “обычаи” и “обряды” закрыты.)
Библия | Коран | Типитака |
Храм | Мечеть | Пагода |
Священник | Имам | Лама |
- Какие названия мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг.)
- А во второй? (Священных сооружений.)
- Какие названия мы видим в третьей строке таблицы? (Хранители мировых религий.)
- А теперь откроем спрятанные слова. Как распределить эти слова по столбикам?
Проблема! (ученики решают проблемную ситуацию)
Вывод учеников: слова “ритуалы”, “обряды” и “обычаи” можно поместить во все столбики.
4. Сообщение темы урока.
- А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу. Что вы заметили? (В каждой колонке по одному слову выделены цветом.)
- Почему? Что объединяет эти слова? (Храм, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв.)
- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Крестины, венчание, праздники…)
- Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.
- Обсуждение названия темы:
- с какими понятиями вы уже знакомы?
- какие понятия новые для вас?
- Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?
- познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”.
- выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.
- Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (Выслушиваются варианты ответов.)
- Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
Физминутка.
5. Работа над новым материалом. Работа с текстом учебника.
Учебник, с. 52
Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления пометок простым карандашом на полях учебника.
- ! – я этого не знал;
- + - это мне известно;
- ? – об этом хочется узнать подробней.
- До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (Ответы учащихся.)
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
- Как древний человек добывал себе пропитание? (Занимался охотой.)
Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.
Запись в тетради:
Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии. Обряды могут быть коллективными или индивидуальными. Они связаны с основными событиями в жизни человека.
- Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (Колдуны, маги, жрецы.) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
- А теперь обратим свое внимание на стр. 53 на рубрику “Это интересно” в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста. (Ученики знакомятся самостоятельно.)
- Как выглядел шаман, назовите его важнейшие атрибуты? (На голове убор из орлиных перьев, в руках бубен и колотушка.)
Шаманизм - разновидность язычества, был первой религией коренного населения Сибири и Дальнего Востока задолго до христианства.
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
- А можете ли вы сказать, что такое молитва?
Запись в тетради:
Молитва – это обращение верующего к Богу.
- Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок. (Прослушивание отрывков молитв из разных религий.)
6. Применение новых знаний
Групповая работа. Класс делится на 3 группы
- 1 группа - христианство
- 2 группа – ислам
- 3 группа – буддизм
Задание учителя: каждая группа должна прочитать в учебнике, найти в Интернете и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Время выполнения: 5 минут.
Повторение правил работы в группах.
Выступления групп
Христианство:
Молитва - главный ежедневный обряд. Молитва – это обращение верующего к Богу. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
Воскресение - в христианстве - праздничное богослужение было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день считается в христианских странах праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.
Таинство - в христианстве семь таинств или священнодействия. существует семь таинств Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причастия (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать .
Венчание - таинство венчания совершается над юношей и девушкой, которые вступают в брак, создавая тем самым семью. На головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы.
Евхаристия или благодарение, – центральное таинство православной церкви, установленное самим Христом перед его распятием. В этом таинстве, по вере церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы превращаются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения.
Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.
Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.
Погребение - у православных христиан особо почитаемы дни, посвященные памяти усопших. Поминальными днями являются: 3,9, 40-й дни и годовщина после смерти.
Ислам:
Молитва - ежедневная молитва “намаз”. Мусульманин обязан молиться пять раз в день. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к ней – совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.
Пятница - является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью. Пятницу называют “соборным днем”. Все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную молитву, которая призвана их всех сплотить. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву.
Милостыня - закят - это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях.
Паломничество - хадж - паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама - гробнице Мухаммеда в Медине. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование - хаджи.
Пост - соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.
Продукты, допустимые для мусульман известны как халяльная пища.
Свадьба - мусульманский свадебный обряд предусматривает, непосредственно перед свадебной церемонией, приглашение муллы, совершающих обряд никах, который состоит в чтении сур Корана. Затем мулла задаёт молодожёнам вопрос о том, согласны ли они принять на себя брачные обязанности. Женщина в этом случае может молчать, мусульманский свадебный обряд это допускает, поскольку её молчание будет воспринято, как положительный ответ. При совершении никаха обычно прочитывается четвёртая сура Корана, посвященная женщинам. В этой суре говорится о том, что мужчина может иметь несколько жён, а также имеет полное право на то, чтобы расторгнуть брачный союз, применить наказание по отношению к своей супруге, но при этом он не должен проявлять жесткость.
Запрет - в Коране содержится запрет на употребление свинины и вина. Запрет на вино, как правило, означать общий запрет на алкоголь. Курение так же запрещено.
Курбан-Байрам - наиболее почитаемый праздник мусульман. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.
Ураза-Байрам в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он также торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В Ураза-Байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках.
Погребение - мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву “Калимат - шахадат” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк”).
Буддизм:
Молитва - ежедневные молитвы – мантры. Чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.
Свадьба - для того, чтобы определить дату, необходимо поговорить с монахами и астрологами, которые вычисляют наиболее благоприятный момент для заключения брака.
Свадьба начинается с утра молитвами монахов. После чего происходит торжественное шествие по улице. Под бой барабанов молодожёны отправляются в местный храм, где монахи до обеда для них читают мантры. Потом молодожёны садятся в особом молитвенном жесте, руки обвязывают лентой и каждый гость поливает их водой, попутно желая молодым долгой и счастливой жизни.
Дзул-хурал (светильный обряд). Множеством свечей, освещаются храмы снаружи и внутри, а верующие перед ликами богов раскаиваются в плохом обращении с домашними животными. Этот обряд совершается поздней осенью.
Обо - обряд, заключается в произношении перед кучей камней молитвы, прося помощи у духов. А на камнях оставляются подарки “хозяевам местности”. Обряд совершается перед сенокосом, в период засухи.
Ритуал очищения - Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд “уборки”, очищения -специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Погребение - к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. В течении семи недель после смерти, буддисты совершают обряды, которые должны подготовить души к ее новому перерождению.
Обряд посвящения - те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения. Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю. Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.
7. Оценка работ групп.
8. Рефлексия.
- Ну, вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.
Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Какой вывод каждый из вас может сделать из урока? (Высказывания учащихся. Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).
9. Домашнее задание.
Прочитать учебник на с. 52-57, подготовить ответы на вопросы с. 57 из рубрики “Вопросы и задания”.