Проблемы сохранения здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. [1, 2]
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. [3, 4]
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является: обеспечить школьнику с ОВЗ возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [5, 6]
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе – задача особой важности для меня, как учителя. Она состоит в том, чтобы помочь каждому ученику с ОВЗ развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
В своей работе одним из главных направлений здоровьесбережения ставлю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету. На уроках географии я максимально применяю игровые моменты. Среди форм проведения уроков часто использую такие, как урок викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся с ОВЗ, а также улучшить качество восприятия материала. Активно внедряю в структуру урока физкультминутки, поскольку одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия, слежу за правильностью осанки учеников за партой. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. Учитывая объем и сложность материала, задаваемого на дом, основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом остается повторение.
Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению или системой знаний, умений и навыков.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Литература.
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. - № 10. – с. 84-92.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. – с. 56.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1970 г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М.: Владос, 2011 г.
- Суслов В.Г. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий. География и экология, 2010, № 12.