Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять навыки произношения и различения звуков “Л”-“Ль” в слогах, словах, фразах.
- закреплять понятия “согласный твердый звук”, “согласный мягкий звук”, “предложение”.
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; закреплять умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать слова со значением преувеличения.
- упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, совершенствовать навык согласования слов в предложениях.
- совершенствовать связную речь, общие речевые навыки.
- продолжать формировать фонематический слух.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
- развивать общую моторику .
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга.
- воспитывать сотрудничество в совместной деятельности.
Материал: магнитная доска, мяч, конверты с изображением геометрических фигур разного цвета, предметные картинки со звуками “Л”, “Ль”, светофоры зеленого и синего цвета на каждого ребенка, картинки для пересказа.
Ход занятия
На полу музыкального зала разложены конверты с изображением геометрических фигур разного цвета. Логопед: “Ребята, вы должны найти конверты с белыми овалами и зелеными треугольниками” (Дети собирают конверты с названными фигурами и передают их логопеду).
Логопед: “Ребята! Давайте посмотрим, какие картинки в конвертах с белыми овалами. (Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети произносят название каждой картинки) - Лампа, халат, столы, кукла, лодка.
Логопед: “Ребята! А теперь давайте посмотрим, какие картинки лежат в конвертах с зелеными треугольниками! - (Дети произносят) - Качели, самолет, шляпа, лента, лейка, кегли, пальто. (Картинки выставляются в два ряда)
Логопед: “А теперь определите, какой общий звук вы услышали в словах первого ряда?” (Звук “Л”) Твердый или мягкий согласный? (твердый согласный).
Логопед: “А теперь определите, какой общий звук вы услышали в словах второго ряда? (Звук “Ль”) Твердый или мягкий согласный? (мягкий согласный)
Логопед: “В словах “белый овал” какой мы слышим звук – твердый “Л” или мягкий “Ль”? (“л”). А в словах “зеленый треугольник”?(“ль”)
Логопед: “ Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки Л-Ль”
Логопед: “Мы с вами поиграем с мячом. Я буду поизносить слоги с твердым согласным звуком “Л” и кидать вам мяч. Вы произносите слоги с мягким согласным звуком “Ль” и возвращаете мне мяч обратно” (Дети преобразуют слоги)
Логопед: | ЛА-ЛА-ЛА | ребенок: | Ля-Ля-Ля | лук-люк |
ЛО-ЛО-ЛО | Ле-Ле-Ле | угол-уголь | ||
Лу-Лу-Лу | Лю-Лю-Лю | волы-вали | ||
АЛ-АЛ-АЛ | Аль-Аль-Аль | галка-галька |
Логопед: “ Я буду произносить слово без последнего звука и кидать вам мяч. Вы добавляете последний звук в это слово и возвращаете мне мяч обратно.” (Дети добавляют в слова последний звук - мягкий согласный “Ль” или твердый согласный “Л”.)
- ВОКЗА... - Л – вокзал
- ПЕНА...- Л – пенал
- СО...- ЛЬ – соль
- СТО... - Л – стол и т.д.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Логопед: “ Ребята! А каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?” (зеленым) Твердые согласные звуки? ( синим )”
Каждому ребенку раздаются синий и зеленый светофоры.
- Я буду произносить слоги, затем слова со звуками “Л”, “ЛЬ”. Услышав звук “Л”, вы поднимаете синий светофор. При произнесении слова со звуком “ЛЬ”- зеленый светофор.
Логопед: “Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ряды картинок, разложенные на магнитной доске. Что объединяет предметы, в названиях которых есть твердый звук “Л”? (эти предметы белого цвета); а с мягким звуком “Ль”?( все предметы зеленого цвета).
Про какие предметы можно сказать:
“БЕЛЫЙ”- | Дети: | “Белый халат” |
“БЕЛАЯ” | “Белая лампа, кукла, лодка” | |
“БЕЛЫЕ” | “Белые столы” | |
“БЕЛОЕ” | “Белое платье” |
Про какие предметы можно сказать:
“ЗЕЛЕНЫЙ” | - Дети: | “Зеленый самолет” |
“ЗЕЛЕНАЯ” - | “Зеленая шляпа; лента; лейка | |
“ЗЕЛЕНОЕ” - | “Зеленое пальто” | |
“ЗЕЛЕНЫЕ” - | “Зеленые качели, зеленые кегли” |
Логопед: “ А сейчас я предлагаю вам послушать с нашими словосочетаниями предложения, которые я составила.”
- Мама, купить, белый, платье. – Правильно? Получилось у меня предложение? Что нужно сделать? Дети: “Чтобы получилось предложение, слова нужно подружить между собой” - “Мама купила белое платье”
- Полина, завязать, зеленый, ленты.
- Мы, любоваться, в, небо, зеленый самолет.
И т.д. дети составляют предложения по опорным словам.
Логопед: “А сейчас мы отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть и подышать лесным воздухом”.
Дети встают и образовывают круг, проговаривают текст и выполняют соответствующие движения:
- На прогулку в лес пошли,
И животных там нашли.
Встретили косого зайку,
Убежал от нас зазнайка.
Мишка ел в кустах малину
И отдал нам половину.
Дятел тукал – тук да тук,
Раздавался громкий стук.
Логопед: “Давайте подышим чистым лесным воздухом. Вдохнем носиком - выдохнем ротиком, сделав губы трубочкой. Плечи не поднимаем. (Выполнить несколько раз) Молодцы!”.
Дети садятся на стульчики.
Логопед: “ На лесной прогулке мы встретили с вами зайца, медведя, дятла. Заяц и медведь - это домашние или дикие животные? А какие еще дикие животные живут в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, еж...) А сейчас я вам составлю рассказ о диких животных, которые тоже живут в нашем лесу. Но о каких животных, вы узнаете, выполнив задание “Четвертый лишний”:
- корова, коза, волк, кошка (волк)
- волк, рысь, белка, медведь (белка)
Логопед: “Об этих животных вы услышите мой рассказ. Но рассказывать мы будем вместе с вами. Я начинаю, а вы смотрите на картинку и продолжаете.” ( Составление рассказа с использованием предметных картинок, выкладываемых на магнитной доске)
Голодный волк.
Блуждал в лесу голодный ВОЛК (изображение волка). И вдруг он увидел на колючей ЕЛОЧКЕ (Выкладывается изображение ели, дети проговаривают это слово вместе с логопедом) пушистую БЕЛКУ (изображение белки) “Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ” (изображение салазок) Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!” (изображение лисы)
Вопросы по содержанию:
- Кого хотел перехитрить волк, блуждая по лесу ? (белку)
- Где он увидел белку? ( на елочке)
- Как волк хотел перехитрить белку?
- С кем предложила волку белка покататься на салазках?
Рассказ детьми по цепочке еще один раз. Затем предлагается кому-то из детей пересказать полностью рассказ, используя опорные картинки.
Логопед: “ Мы составляли с вами рассказ о волке и белке, наших лесных обитателях. А сейчас я предлагаю вам угадать, чья это лапа – беличья или волчья ? А вот этот хвост чей? (беличий), а этот? (волчий) Чье ухо? (беличье) Угадали, не ошиблись!
- Чья лапа больше – волчья или беличья?
- Чей хвост длиннее - беличий или волчий?
Логопед: “А теперь давайте сравним волка и белку.
-У белки глаза, а у волка ГЛАЗИЩИ,
- У белки зубы, а у волка ЗУБИЩИ.
- У белки лапы, а у волка ЛАПИЩИ,
- У белки усы, а у волка УСИЩИ!
- У белки когти, а у волка КОГТИЩИ!
Логопед: “Не смог волк перехитрить маленькую белку. А сейчас и мы с вами превратимся в маленьких белочек” (детям надеваются шапочки с изображением белочек)
Проводится игра-инсценировка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок.
Забираются нередко
Высоко-высоко.Сядем, белки, под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встанем и потянем спинки.
Снова скачем по тропинке!Белки, прыгайте по елкам,
Собирайте, белки, шишки!
Не пугают нас иголки -
Белки - ловкие малышки!
Логопед: “Ребята! Вы сегодня на занятии справились со всеми заданиями. Какие звуки мы учились правильно произносить и различать? (Звуки “Л” и “Ль”) При составлении предложений, пересказе рассказа мы также использовали много слов с этими звуками. Вы старались их красиво произносить и не смешивать. Молодцы!
Белочка приготовила для вас сюрприз - орешки! (детям раздается сладкое угощение - печеные орешки)