В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5-6 лет назад ДОУ стояли на грани выживания, однако, большие изменения, произошедшие в нормативно-правовых, административных, экономических условиях позволили проводить модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющим дошкольным учреждениям обрести своё лицо, найти изюминку в своей работе.
Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям.
Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающееся в их переходе на качественно новый этап – режим развития.
Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения – это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.
Педагогический менеджмент еще только начинает отстаивать свои позиции в педагогической науке и практике деятельности образовательных учреждений.
Педагогический менеджмент ставит своей целью такое управление образовательными учреждениями и процессом обучения, сущностью которого являются человекоцентрический подход и ориентация на конечную цель с непрерывным контролем и корректировкой деятельности.
В дошкольном учреждении условно можно выделить два уровня менеджмента: руководитель – коллектив педагогов и сотрудников; педагог – дети.
Целью первого уровня менеджмента является обеспечение продуктивной деятельности сотрудников через развитие, саморазвитие их творческого потенциала. Целью второго уровня правомерно считать осуществление оптимального управления образовательным процессом при максимальном раскрытии и развитии возможностей и способностей каждого ребенка.
Вопросы
1. Что такое педагогический менеджмент?
-- Педагогический менеджмент – организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности. Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном образовательном учреждении -- Управление людьми и педагогическим процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и задач.
2. Назовите цели педагогического менеджмента в ДОУ?
-- Определение рациональных путей организации менеджмента в ДОУ, способствующих повышению уровня педагога. Создание условий для развития менеджмента: инновации в педагогическом процессе, повышение профессионального уровня педагога, социальное партнерство, новые формы хозяйственной деятельности.
3. Назовите принципы педагогического менеджмента?
-- Научность, системность, гуманность, гибкость, оптимальность, социальная обусловленность.
4. Перечислите основные функции менеджера (педагога) в педагогическом менеджменте?
-- Самоанализ собственной управленческой деятельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся, сведений о них.
-- Выбор цели, мотивация педагогов и учащихся на достижение цели.
-- Разработка программ достижения цели, комплексно-целевое планирование.
-- Организационно-исполнительская работа для достижения цели.
-- Контрольно-диагностическая.
-- Коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов и средств.
5. Что такое детский тайм – менеджмент?
-- Это расписание, распорядок дня ребенка.
6. Что является основной целью в управлении системой дошкольного образования?
-- Основная цель управления системой дошкольного образования – обеспечение возможностей выживания и развития системы.
7. Понятие организационной культуры ДОУ. Какую роль она играет и как создается?
-- Организационная (корпоративная) культура – это модель ценностей, принципов управления, ожиданий и социальных норм, лежащих в основе отношений и взаимоотношений как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. Она предполагает общую для сотрудников систему понятий, которая является основой коммуникации и взаимопонимания.
Культуру могут формировать лидеры (руководители) данной организации; она формируется вокруг важных событий, из которых извлекают уроки о желательном и нежелательном поведении; она вырабатывается на основе потребности поддерживать эффективные рабочие отношения между работниками ДОУ; на культуру влияет окружающая среда.
8. Назовите модели организационной культуры.
-- Различают четыре типа (модели) организационной культуры:
- культура власти (авторитарная) – сосредоточена в руках руководителя; атмосфера конкурентная; правил и процедур мало.
- ролевая культура (бюрократическая) – власть уравновешена между руководителем и бюрократической структурой; власть, полномочия и ответственность связаны с должностью, а не с людьми;
- культура достижений (культура задач) – позволяет создать команду; акцент на мотивацию и приверженность; руководство высоко ценит действие, инициативу;
- поддерживающая культура (культура личности) –ориентирована на человека, ключевая ценность личность.
9. Понятие делового партнерства и кооперации? Существует ли в ДОУ? Что наиболее применимо?
-- кооперация – форма групповой интеграции, действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности; при этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций;
--партнерство – предполагает отношение к другому человеку как к равному, но ВТО же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности.
10. Понятие имиджа организации. Как применить к ДОУ? Зависит ли развитие ДОУ от имиджа ДОУ?
-- Имидж – это представление о профиле, виде её деятельности, о том, что и как она делает, о качестве её товаров и услуг, их особенностях, складывающееся на основе её внешнего облика. Проблема имиджа – это проблема перемен, новых подходов к видению самого себя и новых идей.
11. Игровая деятельность является ли менеджментом?
12. Игра это управление или нет?
13. Может ли учебная часть (старший воспитатель ДОУ) выступать в роли менеджера?
14. Как с точки зрения менеджмента изменяется управленческая функция воспитателя в игре в различных возрастных группах?
15. Что мы понимаем под образованием?
-- Образование – это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. В ДОУ реализуется на занятиях, прогулках, во время игр, общения с родителями и т.д.
16. Взгляд на качество образовательного процесса – с каких точек зрения осуществляется, как видится?
-- качество образования рассматривается с точки зрения: детей, родителей, воспитателей, руководителя ДОУ и руководителя микро и макроуровня.
17. Является ли воспитатель главным действующим лицом в обновлении педагогического процесса?
-- Да, ему предъявляются новые требования; на первый план выступает задача партнерского общения с детьми.
18. Раскройте структуру взаимоотношения участников педагогического процесса?
-- ДОУ - внешняя среда;
- администрация – общественность;
- руководство – подчиненные;
- педагог – педагог;
- педагог - родитель, дети;
- ребенок – ребенок.
В современных условиях развития общества применение педагогического менеджмента в ДОУ является необходимым и актуальным. Применение педагогического менеджмента позволяет вывести ДОУ на новый уровень развития, совершенствовать качество педагогической деятельности, повышать жизнестойкость ДОУ.
Используемая литература:
1. Абчук В.А., Панфилова А.П. “Менеджмент для педагогических специальностей”, М., ИЦ “Академия”, 2010.
2. Белая К.Ю. Третьяков П.И. “Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам”, М., УЦ “Перспектива”, 2010,
3. Фатюшина Л.И. “Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования”, М., 2005.
4. Фатюшина Л.И.”Управление качеством образовательного процесса в ДОУ”, М., 2003.