Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты: готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные - владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.
Основное содержание темы: причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.
Основные понятия: Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.
Даты: 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 - приезд Кальвина в Женеву, 1540 - создание Ордена иезуитов.
Выдающиеся личности: Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.
Образовательные ресурсы:
- А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, "Просвещение" , 2010
- авторская презентация
- настенная карта "Европа в XV-XVI веках"
- энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
II. Стадия вызова.
Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.
Записывается тема урока и проблемное задание "Каково значение Реформации?" (слайд 1 и 2)
III. Стадия осмысления.
План изучения нового материала:
1) Учение Жана Кальвина.
2) Женева - "Рим кальвинизма".
3) Контрреформация.
а) Орден иезуитов;
б)деятельность испанского короля Филиппа II;
в) деятельность инквизиции
4) Значение Реформации.
1) Учение Жана Кальвина.
Слово учителя:
События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария .(слайд 3)
Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.
Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.
Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:
- Судьба человека заранее определена Богом
- Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле
- Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться
- Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано
Проверка записей (слайд 4, 5, 6).
2) Женева - "Рим - кальвинизма" (слайд 7,8)
Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской
Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви
Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан
Признавали только крещение и причащение
Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?
В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.
Вопрос классу: Почему Женева стала "Римом кальвинизма"?
3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)
- Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило - восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.
- Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция
- Папа Римский объявил протестантов еретиками
- Был опубликован “Индекс запрещенных книг”
Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13, )
- 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
- 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
- 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
- 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
- 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?
Обсуждение ответов на вопросы.
Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - 1545
Заседал 18 лет
Был созван для разрешения разногласий между католиками.
Одна часть католиков была за реформы, другая – против.
По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.
Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.
4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.
Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества
Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков
В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств
IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.
1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)
2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)
3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)
V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.