Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету лучами тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.
Актуальность темы:
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.
Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.
Объект исследования: береза
Предмет исследования: взаимосвязь между произрастанием дерева на участке и человеческим фактором.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Проект – долгосрочный
Участники проекта – педагог, дети, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе родного крвя.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес детей к объектам природы.
2. Познакомить детей с березой, ее особенностями.
3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
4. Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения в ней.
Гипотеза: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом – березой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (НОД, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными.
Этапы выполнение проекта:
Деятельность педагога с детьми. Работа с родителями.
1 этап - Подготовительный
1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор необходимого материала для разработки проекта:
- Иллюстрации;
- Рассказы, сказки о березе.
- Пословицы, поговорки о березе.
4. Изготовление дидактических игр:
- “Собери дерево” - осколочная мозаика (из 3 частей) .
- “Собери листочки на березе”,
- “Подбери по высоте”,
- “Найди такой же”;
5. Создание альбома “Березки”,
- Консультация для родителей
- “Лечебные свойства русской березы”.
- Консультация “Все о русской березе”
2 этап - Практический.
1. Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям.
- “Познание” - экскурсия к березе (познакомить с деревом) . “Люблю берёзку русскую.”
- “Социализация” - игровая ситуация “В гости к березке” с хороводной игрой “Березонька” - пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.
- “Здоровье” - игровая ситуация “Полечим зайке лапку” - целебные свойства березовых листьев. “ Чтобы мама не болела”.
- “Физическая культура” - утренняя гимнастика “Березонька”, подвижная игра “Кто больше соберет березовых листочков”
- “Коммуникация” - беседа “Про березку”, “Русская берёза – символ Родины моей”. - дать простейшие знания о березе.
- “Художественное творчество” - рисование “Береза” - закрашивание поролоновыми тампонами кроны дерева.
- “Чтение художественной литературы” - чтение стихотворения “Про березку”
- “Музыка” - хоровод “У березки, у ворот водят детки хоровод” - выполнять движения под музыку.
- “Труд” - сбор веточек вокруг березы после ветра – учить наводить порядок возле любимого дерева.
2. Наблюдение за ветками березы в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками.
3. Проведение подвижных игр “Кто больше соберет грибов подберезовиков”, “Кто быстрее пробежит вокруг березы? ”.
4. Рассматривание березы в разное время года.
5. Проведение дидактических игр “Подбери листочек”, “Найди березу”.
6. Рассматривание картин И.Левитана “Березовая роща”, И.Шишкина “Березовая роща”.
Рисование родителями рисунков березы для оформления альбома “Березы”
Сбор стихов и рассказов о березе в папку “Все о березе”.
Составление паспорта березы (имя, возраст, высота, толщина ствола; что на ней растет, рисунок коры и листьев, где растет) .
3 этап - Презентация проекта.
Музыкально-художественное развлечение с показом взрослых кукольного спектакля “Сказка о березке”, “Во поле берёзонька стояла”. – развлечение.
Родители - участие в показе спектакля. Изготовление декораций.
Презентация паспорта березы.
Предполагаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:
Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева,
Кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.
Список используемой литературы.
1. Багрова Л. А. “Я познаю мир. Растения” - детская энциклопедия. Москва: “АСТ”, 1998 г.
2. Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию” Санкт – Петербург “Детство – пресс” 2003 г.
3. Интеренет ресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.
4. Коломина Н. В. “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”. Творческий центр “Сфера”. Москва 2005 г.
5. Н. А. Рыжова. “Экологическое образование в детском салу”.Москва. “ Первое сентября” 2006 г.
5. Чернякова В. Н. “Экологическая работа в ДОУ” Творческий центр “Сфера”. Москва 2008 г.
6. Шорыгина Т. А. “Деревья, какие они? ” Москва 2010 г.