Игра-викторина, посвященная прилету птиц, "Эти удивительные птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.

Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда “Галчата, Команда “Совуньи”.

Ход викторины

(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: “Галчата” и “Совуньи”).

Ведущая:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла...(весна).

Весна на улице! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

Весна на улице! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина “Эти удивительные птицы”.

Участники игры: команда “Галчата”! И команда “Совуньи”! Капитаны команд. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

Команды готовы? Начинаем игру!

1 конкурс “Ребусы”

Каждой команде предлагаются разгадать ребусы.

2 конкурс “Птичьи вопросы”

Команде “Галчата”:

  1. Каких птиц, зимующих у нас в Кузбассе, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);
  2. Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);
  3. Для чего дятел “барабанит”? (Клюв чистит).
  4. Чем птицы человеку полезны? (уничтожают вредителей).

Команде “Совуньи”:

  1. Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);
  2. Любимое лакомство синиц (сало);
  3. Какие птицы самые быстрые? (ласточки и стрижи).
  4. Почему у совы широкое лицо? (чтобы лучше слышишь)

Вопросы болельщикам.

  1. Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им легче лететь.
  2. Как летят журавли? (клином, углом)
  3. Как летят цапли и гуси? (шеренгой).
  4. Как летят утки? (пологой дугой).
  5. Как летят скворцы и другие мелкие птицы? (стаей).
  6. Кто из птиц ноты пишет? (ласточка)
  7. У Аленушки - сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку. (“Гуси-лебеди”).
  8. Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие).
  9. Сколько раз птице во время выкармливания птенцов нужно за день подлететь к гнезду

3 конкурс “Отгадай слово”

Каждой команде предлагается по 2 слова с пропущенными буквами. Дети отгадывают слово и называют его.

Также предлагаются 2 слова болельщикам.

4 конкурс “Загадки”

Команды поочередно отгадывают загадки:

Чернокрылый, красногрудый,

Не боится он простуды,
И зимой найдет приют –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

На одной стоит ноге,
А другую греет.
Не купила сапоги,
А теперь жалеет. (Цапля)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут ее... (Сорока)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он по пашне важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его .... (скворец)
Озорной мальчишка
В сером арминишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)
Черный, проворный,
Кричит “крак”,
Червякам враг. (грач)
Кто на елке на суку
Счет ведет “Ку-ку”, “Ку-ку” (кукушка)
 

Музыкальная пауза.

5 конкурс “Знатоки птиц”

Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.

Ветка, ножницы, облако, ананас, озеро, рука. – ВОРОНА

Калачи, корзина, шишка, улитка, утка, аквариум – КУКУШКА

В зал влетает Скворец.

Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.

Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)

Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на березах. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!

И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.

Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?

Скворец: Конечно! Это было бы здорово!

6 конкурс “Украсим скворечники”

Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.

Подвижная игра “Скворцы и кошка”.

Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

7 конкурс “Какая завтра будет погода”

Команде “Галчата”:

а) Галки собираются стаями - ... (к дождю),

б) Синички начинают с утра “звенеть” - ... (ночью будет мороз).

в) Сорока под крышу лезет – .... (к вьюге).

г) Воробьи сидят с распущенными перьями - .... (к дождю).

Команде “Совуньи”:

а) Птицы садятся на верхушки деревьев - .... (к теплу).

б) Дятел стучит - ... (к дождю).

в) Ворона нос прячет под крыло - ... (к холоду).

г) Воробьи чирикают много зимой – .... (к метели)

8 конкурс “Домашнее задание”

“Что бы вы сделали, если бы увидели ... “

  • .... выпавшего из гнезда птенца?
  • .... Мальчишку разоряющего гнездо?
  • .... Мальчишку с рогаткой в руках?
  • .... Птичку, севшую к вам на подоконник?

Жюри подводит итоги и награждение участников.