Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.
Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда “Галчата, Команда “Совуньи”.
Ход викторины
(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: “Галчата” и “Совуньи”).
Ведущая:
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла...(весна).
Весна на улице! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.
Весна на улице! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина “Эти удивительные птицы”.
Участники игры: команда “Галчата”! И команда “Совуньи”! Капитаны команд. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).
Команды готовы? Начинаем игру!
1 конкурс “Ребусы”
Каждой команде предлагаются разгадать ребусы.
2 конкурс “Птичьи вопросы”
Команде “Галчата”:
- Каких птиц, зимующих у нас в Кузбассе, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);
- Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);
- Для чего дятел “барабанит”? (Клюв чистит).
- Чем птицы человеку полезны? (уничтожают вредителей).
Команде “Совуньи”:
- Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);
- Любимое лакомство синиц (сало);
- Какие птицы самые быстрые? (ласточки и стрижи).
- Почему у совы широкое лицо? (чтобы лучше слышишь)
Вопросы болельщикам.
- Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им легче лететь.
- Как летят журавли? (клином, углом)
- Как летят цапли и гуси? (шеренгой).
- Как летят утки? (пологой дугой).
- Как летят скворцы и другие мелкие птицы? (стаей).
- Кто из птиц ноты пишет? (ласточка)
- У Аленушки - сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку. (“Гуси-лебеди”).
- Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие).
- Сколько раз птице во время выкармливания птенцов нужно за день подлететь к гнезду
3 конкурс “Отгадай слово”
Каждой команде предлагается по 2 слова с пропущенными буквами. Дети отгадывают слово и называют его.
Также предлагаются 2 слова болельщикам.
4 конкурс “Загадки”
Команды поочередно отгадывают загадки:
Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды,
И зимой найдет приют –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)На одной стоит ноге,
А другую греет.
Не купила сапоги,
А теперь жалеет. (Цапля)Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут ее... (Сорока)Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он по пашне важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его .... (скворец)Озорной мальчишка
В сером арминишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)Черный, проворный,
Кричит “крак”,
Червякам враг. (грач)Кто на елке на суку
Счет ведет “Ку-ку”, “Ку-ку” (кукушка)
Музыкальная пауза.
5 конкурс “Знатоки птиц”
Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.
Ветка, ножницы, облако, ананас, озеро, рука. – ВОРОНА
Калачи, корзина, шишка, улитка, утка, аквариум – КУКУШКА
В зал влетает Скворец.
Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.
Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)
Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на березах. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!
И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.
Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?
Скворец: Конечно! Это было бы здорово!
6 конкурс “Украсим скворечники”
Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.
Подвижная игра “Скворцы и кошка”.
Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.
7 конкурс “Какая завтра будет погода”
Команде “Галчата”:
а) Галки собираются стаями - ... (к дождю),
б) Синички начинают с утра “звенеть” - ... (ночью будет мороз).
в) Сорока под крышу лезет – .... (к вьюге).
г) Воробьи сидят с распущенными перьями - .... (к дождю).
Команде “Совуньи”:
а) Птицы садятся на верхушки деревьев - .... (к теплу).
б) Дятел стучит - ... (к дождю).
в) Ворона нос прячет под крыло - ... (к холоду).
г) Воробьи чирикают много зимой – .... (к метели)
8 конкурс “Домашнее задание”
“Что бы вы сделали, если бы увидели ... “
- .... выпавшего из гнезда птенца?
- .... Мальчишку разоряющего гнездо?
- .... Мальчишку с рогаткой в руках?
- .... Птичку, севшую к вам на подоконник?
Жюри подводит итоги и награждение участников.