НОД на тему "Защитник Святой Руси – Александр Невский"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • на примере Александра Невского показать детям пример защиты и служения Отечеству, любви к Родине;
  • формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству;
  • приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых;
  • воспитывать навыки дружелюбного общения;
  • закреплять название одежды древних воинов, умение отличать старинное снаряжение воинов от современного;
  • развивать творческие возможности детей, учить читать стихотворные тексты;
  • расширять представление детей об историческом прошлом нашей Родины;
  • развивать речь детей;
  • расширять и обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • проектор;
  • иллюстрация Александр Невский в доспехах;
  • мелодия “Моя Россия”;
  • фильм “Александр Невский”;
  • оборудование для игры “Собери дружинника в поход” (наборное полотно с изображением Руси, конверты с элементами снаряжения воинов, фигурки дружинников).

Предварительная работа:

  • работа с комплектом “Добрый мир”;
  • проект “Фильм об Александре Невском” (рисование, аппликация древнего города, древних воинов, озвучивание детьми фильма);
  • беседы и рассматривание книг о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, обмундировании, оружии и др.
  • разучивание стихотворений.

Ход занятия

1. Организационный момент (1 мин).

Звучит мелодия “Моя Россия”. Дети садятся на стулья.

Воспитатель.

Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”!

Ребята, мы с вами продолжаем разговор о защитниках нашей Родины, Святой Руси. И сегодня мы познакомимся с человеком, который был не только воином, но и истинным хранителем нашей страны и нашей православной веры.

2. Работа с иллюстрацией Александр Невский в доспехах (3 мин).

Воспитатель.  Посмотрите на экран. Кто здесь изображен?

Дети. Воин, он в доспехах.

Воспитатель. Во что одет воин? Это современное или старинное снаряжение?

Дети. Снаряжение старинное. На нем металлическая кольчуга, рукавицы, плащ, на ногах – высокие сапоги, на голове - шлем с защитной сеткой.

Воспитатель. Посмотрите, чем вооружен князь? Какое оружие он держит в руках?  

Дети. У князя в руках оружие – меч.

Воспитатель. Какое еще вооружение русских воинов вы знаете? 

Дети. Булава, палица, копье, лук и стрелы, для защиты – щит.

Воспитатель. Что еще видите на картине, над головой воина?

Дети. Флаг, знамя.

Воспитатель. Это необычный флаг. Кто на нем изображен? 

Дети. Бог, икона.

Воспитатель. Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение Самого Бога?

Дети. Они верили в помощь Бога.

Воспитатель. Этот воин – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым. Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

Дети. Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.

Воспитатель. Ребята подготовили стихи об Александре Невском.

1 ребенок.  

 Князь Александр – победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.

2 ребенок.

Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни.
Непобедим наш русский меч!

3 ребенок.

Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
(С.Погорелов “Александр Невский”)

Воспитатель. А чтобы лучше узнать о жизни князя, мы с ребятами сами сделали фильм. И сегодня вместе с гостями посмотрим его.

3. Просмотр фильма об Александре Невском (2 мин.).

Текст: Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси.

В то время на нашу землю напали враги. Сначала напали шведы. Они приплыли на огромных лодках по реке Неве. Эти лодки назывались ладьями.

Князь собрал всю свою дружину. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные. И победили шведов! С тех пор Александра стали называть Невским.

Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Воспитатель. Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?

Воспитатель. Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

Дети. Нет. Ему помогали другие воины.

Воспитатель. Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?

Дети. На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.

Воспитатель. Дружинники – так назывались воины в Древней Руси. Они отличались особой доблестью.

4. Игра “Дружина Александра Невского” (7 мин.).

Воспитатель. А вы хотите на время побыть в дружине Александра Невского? Тогда для начала разомнемся (физкультминутка).

Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Вверх потянемся, пройдемся,
И на место вновь вернемся.

ходьба
вдох и выдох, руки на поясе
руки вверх, вниз
шаг
прыжки
потягивание

Воспитатель. В нашей старинной шкатулке для вас задание. Сначала нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину. (Дети за столами выполняют задание).

Воспитатель. Покажите, какая дружина у вас получилась. Теперь самое время отправить ее на защиту Руси! Только для этого вы должны назвать как можно больше качеств своего воина.

Дети. Мой воин храбрый, отважный, смелый, любит свою Родину. (Те дети, которые назвали, помещают своих дружинников на наборное полотно).

5. Итог занятия.

Воспитатель. Вы молодцы! Посмотрите, какая крепкая дружина Александра Невского у нас получилась! Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины - России.

В конце занятия воспитатель (или священник) дарит детям маленькие иконы Александра Невского.