Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Информационные процессы и информационные технологии". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Учебный предмет: информатика

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока:

  • содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (в текстовом процессоре и графическом редакторе);
  • деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из затруднений при работе за ПК.

Решаемые учебные задачи:

  • закрепить знания об основный понятиях (информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии);
  • сформировать у учащихся умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
  • обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;
  • развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, ИД, мяч, листы с заданием, папка с файлами для работы на ПК.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов; умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
  • метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять;
  • личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.

Структура урока:

  1. Этап мотивации к деятельности (1 минута)
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 минут)
  3. Формулирование темы и целей (2 минуты)
  4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 минут)
  5. Физкультминутка (2 минуты)
  6. Этап включения изученного в систему знаний (15 минут)
  7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)

Ход урока

Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1. Этап мотивации к деятельности Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Запишите ДЗ – стр.83-86. Мы начинаем работу.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Записывают ДЗ в дневник.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации,

- воспитание требований безопасности на рабочем месте.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии - Как называется наш учебный предмет?

- А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем?

- Какие процессы над информацией мы выполняем на уроках?

- Как называются эти процессы?

- С помощью чего на информатике мы работаем с информацией?

- Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Слово “универсальная” подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить, использовать, передавать различную информацию.

- С помощью чего компьютер работает с Информационными процессами?

- Как можно назвать методы, способы, действия работы с информацией с помощью ПК? (предлагается ребус).

Дети отвечают на вопросы.

- Информатика.

- ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации.

- Получаем, обрабатываем, храним, передаем, ищем.

- Информационные процессы.

- С помощью ПК.

 

 

 

 

- С помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации.

- Технологии.

Личностные УУД:

- выработка учебной мотивации,

- ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации,

- применение методов информационного поиска.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Формулирование темы и целей - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке?

- Информационные процессы и способы работы с ИП средствами ПК.
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи - Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Назови ИП”.

Учащиеся встают рядом со своим рабочим местом, образуя круг. Первый учащийся называет информационный процесс (не должны повторяться), приводит на него пример, называет имя следующего одноклассника и бросает ему мяч, сам садится. Если учащийся неверно привел пример ИП, то он остается в кругу.

- Игра закончилась. Теперь я вас прошу написать в тетради все ИП, которые вы проговорили и услышали в ходе игры.

Попросить одного учащегося прочитать перечисленные ИП.

Бросают мяч с проговариванием ИП во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради ИП.

Личностные УУД:

- определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные УУД:

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

- умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм).

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа).

5. Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук   Выполняют упражнения Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни (снять общую усталость).

6. Этап включения изученного в систему знаний

(индивидуальная или работа в парах за ПК)

Звучит релаксирующая музыка

- А теперь мы повторим информационные технологии обработки информации.

Ребятам выдаются Листы с заданием <Приложение1> + файлы на ПК <Приложение2> и <Приложение3>.

После выполнения упражнений учитель оценивает работу каждого.

Выполняют упражнения на ПК Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Итоги:

Сегодня на уроке....

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

Рефлексия:

- Как бы вы оценили свою работу?

- Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на доске подписать человечка своим именем и оценить своё эмоциональное состояние (нарисовать человечку лицо) и свою работу на уроке (поставить отметку на человечке).

Отвечают на вопросы. Личностные УУД:

- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

- оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные УУД:

- структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5-7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
  3. Другие ресурсы сети Internet.