Учебный предмет: информатика
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
- содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (в текстовом процессоре и графическом редакторе);
- деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из затруднений при работе за ПК.
Решаемые учебные задачи:
- закрепить знания об основный понятиях (информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии);
- сформировать у учащихся умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;
- развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, ИД, мяч, листы с заданием, папка с файлами для работы на ПК.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов; умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять;
- личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.
Структура урока:
- Этап мотивации к деятельности (1 минута)
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 минут)
- Формулирование темы и целей (2 минуты)
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Этап включения изученного в систему знаний (15 минут)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1. Этап мотивации к деятельности | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Запишите ДЗ – стр.83-86. Мы начинаем работу. |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют
наличие принадлежностей. Записывают ДЗ в дневник. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, - воспитание требований безопасности на рабочем месте. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Как называется наш учебный предмет? - А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем? - Какие процессы над информацией мы выполняем на уроках? - Как называются эти процессы? - С помощью чего на информатике мы работаем с информацией? - Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Слово “универсальная” подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить, использовать, передавать различную информацию. - С помощью чего компьютер работает с Информационными процессами? - Как можно назвать методы, способы, действия работы с информацией с помощью ПК? (предлагается ребус). |
Дети отвечают на вопросы. - Информатика. - ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации. - Получаем, обрабатываем, храним, передаем, ищем. - Информационные процессы. - С помощью ПК.
- С помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации. - Технологии. |
Личностные УУД: - выработка учебной мотивации, - ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, - применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
3. Формулирование темы и целей | - Попробуйте сформулировать тему нашего
урока. - Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке? |
- Информационные процессы и способы работы с ИП средствами ПК. | |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ребята, сейчас мы поиграем в игру
“Назови ИП”. Учащиеся встают рядом со своим рабочим местом, образуя круг. Первый учащийся называет информационный процесс (не должны повторяться), приводит на него пример, называет имя следующего одноклассника и бросает ему мяч, сам садится. Если учащийся неверно привел пример ИП, то он остается в кругу. - Игра закончилась. Теперь я вас прошу написать в тетради все ИП, которые вы проговорили и услышали в ходе игры. Попросить одного учащегося прочитать перечисленные ИП. |
Бросают мяч с проговариванием ИП во
внешней речи.
Записывают в тетради ИП. |
Личностные УУД: - определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Познавательные УУД: - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм). - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа). |
5. Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук | Выполняют упражнения | Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни (снять общую усталость). |
|
6. Этап включения изученного в систему
знаний (индивидуальная или работа в парах за ПК) Звучит релаксирующая музыка |
- А теперь мы повторим информационные
технологии обработки информации. Ребятам выдаются Листы с заданием <Приложение1> + файлы на ПК <Приложение2> и <Приложение3>. После выполнения упражнений учитель оценивает работу каждого. |
Выполняют упражнения на ПК | Личностные УУД: - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Итоги: Сегодня на уроке.... - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? Рефлексия: - Как бы вы оценили свою работу? - Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на доске подписать человечка своим именем и оценить своё эмоциональное состояние (нарисовать человечку лицо) и свою работу на уроке (поставить отметку на человечке). |
Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные УУД: - оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные УУД: - структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5-7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Интернет-ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
- Другие ресурсы сети Internet.