Тип урока: урок-обобщение знаний.
Форма урока: ярмарка.
Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное соответствие русского фольклора интонационно-эмоциональному характеру работ народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома);
- способствовать развитию и совершенствованию приемов росписей: городецкой, хохлоской, гжельской;
- закрепить знание жанров народных песен, фольклорных игр и умение применять их в жизни.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к декоративно – прикладному искусству, устному
- народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература).
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм.
Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникационная, технология детского музицирования.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и исследовательский, метод обобщающих уроков.
Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, музыкальная игра, сказка.
Оборудование:
- Для учителя: музыкальное сопровождение, доска, мультимедийный проектор, интерактив, инструменты (ложки), образцы изделий народных промыслов, народные костюмы.
- Для учащихся: шаблоны посуды народных промыслов, кисти разных размеров, баночки для воды, гуашь, акварель, учебники, палитра, тычки, тряпочка, народные костюмы для выступающих.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята!
Учитель музыки: Здравствуйте, гости дорогие!
Учитель ИЗО: Сегодня у нас необычный урок.
Учитель музыки: Его проводят Жарова Оксана Григорьевна, учитель ИЗО МОУ СОШ № 17
Учитель ИЗО: и Арефьева Светлана Евгеньевна, учитель музыки МОУ СОШ № 4.
1.1. Постановка проблемы (инсценировка).
Учитель ИЗО:
Человеку в жизни нужно общение. Общение с произведениями искусства, общение с людьми. В такие моменты человек выражает свои чувства, отношение к собеседнику, к окружающим предметам. Давайте послушаем с вами один диалог.
(Учащиеся выходят из дверей)
Внук - Привет, бабуля!
Бабушка - Здравствуй, внучок!
Внук - Чего это ты тут делаешь?
Бабушка - Дивуюсь изделиями народными.
Внук - Да, ну, чего в них интересного?! Сейчас столько всего современного: и ложки, и плошки, на любой вкус!
Бабушка - Да, внучок, много всего нового, но и о корнях народных нельзя забывать. Ведь всё руками людскими сделано, история народная записана, душа мастером вложена.
Внук - Не правду говоришь, бабуля! Самое главное для мастера – это расписать побольше изделий и продать подороже.
1.2. Обсуждение инсценировки, определение темы урока.
Учитель ИЗО: Ребята, как вы думаете, кто прав в данной ситуации? Почему вы так считаете? (Ответы детей: неповторимая, красивая, несёт радость, передаёт чувства, характер русского человека, информацию мировоззрении наших предков на мир, народное искусство сопровождает человека в его жизни - на праздниках, ярмарках, в гостях...)
Учитель ИЗО: (подвести учащихся к теме урока).
На основании всего того, что вы мне сейчас сказали, какими бы словами вы завершили предложение: “Русское народное искусство....”
Ответ учащихся: ... в жизни человека”
Учитель ИЗО: И так, тема нашего урока “Русское народное искусство в жизни человека”.
Зачин, представление учащимися собранной информации, игра.
Учитель ИЗО: (обращает внимание на предметы народного искусства)
- Какие чувства вызывают у вас изделия народных мастеров?...
(Учитель музыки записывает на доске слова-характеристики (радость, красота... и т.д.).
Учитель ИЗО:
- Какие прекрасные слова вы подобрали радость, красота, любовь, игривость, веселье, спокойствие...
- Давайте сегодня отправимся в мастерские, где красота рождается.
- Вам дано было домашнее задание собрать, обобщить и представить информацию о промыслах.
- А начнём мы с того промысла, о котором загадка.
2.1. Представление промыслов.
(дети представляют собранную информацию)
ПРОМЫСЕЛ ПЕРВЫЙ
Учитель музыки:
Загадка:
Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки...
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые на солнышке блестят.
(Городец)
(Выступают учащиеся с сопровождением компьютерной презентации).
1 учащийся:
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
2 учащийся: (рассказывает написанную им сказку (помогает учитель ИЗО)
Слайд 1. Сказка о Городце.
Слайд 2. В середине 19 века поселился в лесу, рядом с городом Нижний Новгород, один мастер. Дом себе добротный поставил, тёплый и посуду начал делать, да расписывать её. Но не радовали изделия мастера, не веселили его душу. Долго искал мастер нужный орнамент, но ничего у него не получалось. Оттого и печальным ходил. И вот, как-то раз, ближе к вечеру, сидел мастер за работой.
Слайд 3. Смотрит в окошко, а рядом с домом конь стоит, красоты неописанной. Вышел к нему мастер, накормил, напоил, поделился печалью своей, да и спать пошёл. А конь-то волшебным оказался, за добро добром решил отплатить.
Слайд 4. Рано утром, на зорьке, ударил он копытом о землю и полетели в разные стороны цветы необыкновенные: розовые, голубые, с сердцевинкой в центре и сбоку; ударил второй раз – и на цветах забелели капельки и штришки, ударил конь третий раз копытом -
Слайд 5. и оказались цветы на работах мастера: блюдах, досках, прялках, посуде, мебели... Оглядел конь работу свою и исчез. Проснулся мастер, увидал такую красоту и ахнул. С тех пор стал он свою посуду цветами красивыми украшать,
Слайд 6. каждому название дал: розан, купавка, ромашка, бутон, роза.
Слайд 7. Узнал народ о чудо-мастере. И потянулись к нему другие мастера.
Слайд 8. Так и появилось местечко Городец.
ПРОМЫСЕЛ ВТОРОЙ
Учитель музыки:
Загадка:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
(Гжель)
(Выступают учащиеся на фоне работ гжельских мастеров).
1 учащийся:
Слайд 9. Гжель - это название живописного подмосковного региона, состоящего из 27 деревень, объединённых в “Гжельский куст”, что в 60-и километрах от Москвы. Сейчас “Гжельский куст” входит в Раменский район Московской области.
2 учащийся:
Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
3 учащийся:
Слайд 10. Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки.
Слайд 11. (Ансамбль учащихся исполняет песню Е.Птичкина “Незабудковая гжель”, аккомпанирует учитель музыки)
ПРОМЫСЕЛ ТРЕТИЙ
Учитель музыки:
Загадка:
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют... (Хохломой).
(Выступают учащиеся с сопровождением компьютерной презентации)
1 учащийся:
Слайд 12. Хохлома - название промысла, произошло от названия села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Делали её в несколько этапов.
Слайд 13. Из липы вытачивали заготовки – бельё, затем их грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили. Вот по этой блестящей, как металл поверхности, делали роспись, а потом обжигали в печи. И превращалась хохлома в золотую.
2 учащийся:
Как в старину, так и сейчас, в росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
3 учащийся:
Слайд 14. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.
Слайд 15. Выделяют роспись “верховую”, “под фон”.
Слайд 16. Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: “травка”, “кудрина. А сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера!
4 учащийся:
Слайд 17.
Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
1 учащийся:
Слайд 18.
Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
2 учащийся:
Слайд 19.
А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
3 учащийся:
Слайд 20.
А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы,
Шелковые всплески золотой листвы.
4 учащийся:
Слайд 21, 22.
Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Удалая Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Учитель музыки:
- Какой богатый разнообразный материал вы нашли и так интересно его представили.
- А я вас хочу пригласить на ярмарку!!!
Внимание, внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовёт!
Учитель музыки:
- С каким настроение мы пойдем?
- Что увидим?
- Что помогает создать веселое настроение?
Ответы учащихся: танцы, песни, игры...
Учитель музыки: И мы сейчас поиграем.
(Проводится хороводная игра “Столб”)
3. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
Учитель ИЗО: На ярмарку мастера приехали. Работы много, не успевают. А мы на что? Давайте им поможем.
(Учащиеся выполняют практическую работу на шаблонах по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца с музыкальным сопровождением).
4. Выставка творческих работ, анализ.
(По мере выполнения работы учащихся крепятся на доске, проводится краткий интонационно-эмоциональный анализ характера работ).
Учитель музыки:
- Какое настроение создают ваши работы?
- Какой жанры русской народной песни созвучны вашим работам? Почему?
- А как еще может быть использована посуда? (беседа, подводящая к игре на ложках)
(Играет ансамбль ложкарей “Светит месяц”, минус).
5. Рефлексия.
Учитель музыки:
- Вот и подошла к концу наша ярмарка... Пора возвращаться домой, в школу?
Учитель ИЗО:
- О чём сегодня мы говорили на уроке? (о народном искусстве в жизни человека).
- Где и когда помогает нам народное искусство? (в жизни, конкретно: в играх, на празднике и т. д.)
- Чему учит народное искусство? (любви, дружбе и т.д. )
Учитель музыки:
- Нужны ли эти качества современному человеку, а человеку будущего?
- Поэтому для вас следующее домашнее задание.
6. Домашнее задание
Учитель ИЗО:
Найти в разных источниках, в том числе и интернете, информацию по теме “Русские народные росписи на современных изделиях”.
Учитель музыки:
Найти в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию по теме “Русская народная песня и современные исполнители”.
7. Итог урока. Выставление отметок учащимся.