Цель: профессиональная ориентация подростков: расширить представления детей о мире профессий, познакомить учащихся с некоторыми профессиями биологической направленности, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии.
Планируемые результаты:
- Личностные: Способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, помогает развить такие личностные качества как целеустремленность, инициативность, гибкость, склонность к творчеству, уверенность в себе, уравновешенность, амбициозность, стремление к успеху.
- Метапредметные: Развивает самостоятельность, позволяет оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
- Предметные: Позволяет узнать сведения о профессиях, их особенностях, трудностях. А также узнать о своих правах и обязанностях при овладении той или иной профессией.
Оборудование (средства обучения):
- Персональный компьютер;
- Видеопроектор;
- Экран;
- Презентация;
Подготовительный этап (подготовка учителя и учащихся)
Учитель подготовил презентацию для проведения игры, учащиеся делятся на три команды.
План игры
1 этап – организационный. Объявляется название игры. В игре соревнуются три команды, каждая из которых состоит из семи-восьми человек. Профориентационная игра может проводиться как в одном классе, так и между параллелями.
Профориентационная игра для 8-х классов
Многогранный мир профессий (слайд 1)
Евгений Александрович Климов (19300611) — советский и российский психолог, психофизиолог, выделил пять психологических типов профессий в зависимости от ведущего предмета труда:
"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А",
"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А",
"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К",
"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы" и
"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З". (слайд 2)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями каждой группы, в которых не обойтись без знаний по биологии.
Итак, начинаем. (Щелчком мышки переключаем слайд)
Человек - человек (слайд 3)
- врач,
- медсестра,
- санитар,
- фельдшер,
- зубной врач,
- зубной техник
- учитель биологии,
- тренер
(Познакомив детей с примерами профессий данной группы, наводим курсор на кнопку “домик” и возвращаемся на слайд 2)
(На слайде 2 наводим курсор на выделенное слово “техника” в названии группы “Человек - техника” и нажимаем левую кнопку мыши. Переходим на слайд 4).
Человек – техника (слайд 4)
- специалисты в области биотехнологий (микробиологического синтеза, генной и клеточной инженерии);
- лаборант-технолог (фельдшер-лаборант);
- инженеры-конструкторы и разработчики медицинской техники (приборов)
- профессии, связанные с эксплуатацией технических средств: тракторист, комбайнер, оператор машинного доения
(Познакомив детей с примерами профессий данной группы, наводим курсор на кнопку “домик” и возвращаемся на слайд 2)
(На слайде 2 наводим курсор на выделенное слово “знак” в названии группы “Человек - знак” и нажимаем левую кнопку мыши. Переходим на слайд 5).
Человек – знаковая система (слайд 5)
- фармацевт (провизор),
- ученый секретарь
(Познакомив детей с примерами профессий данной группы, наводим курсор на кнопку “домик” и возвращаемся на слайд 2)
(На слайде 2 наводим курсор на выделенное слово “искусство” в названии группы “Человек - искусство” и нажимаем левую кнопку мыши. Переходим на слайд 6).
Человек – искусство (слайд 6)
Связанные с созданием, проектированием, моделированием произведений искусства:
- композитор,
- художник...
Связанные с воспроизведением и изготовлением произведений искусства:
- цветовод-декоратор
(Познакомив детей с примерами профессий данной группы, наводим курсор на кнопку “домик” и возвращаемся на слайд 2)
(На слайде 2 наводим курсор на выделенное слово “природа” в названии группы “Человек - природа” и нажимаем левую кнопку мыши. Переходим на слайд 7).
Человек – природа (слайд 7)
Изучение живой и неживой природы:
- микробиолог,
- агрохимик,
- зоолог...
Уход за растениями, животными:
- лесовод,
- агроном,
- овощевод,
- зоотехник,
- кинолог...
Профилактика и лечение заболеваний растений и животных:
- ветеринар,
- селекционер...
Далее слайды переключаются щелчком мыши.
Итак, профессии делятся на пять типологических групп. (слайд 8)
Распределите профессии по группам. Команды в течение одной минуты обсуждают каждое задание и пишут на листочке название группы. Листочки с ответами сдают в жюри (или учителю). За каждый правильный ответ команды получает 1 балл. На слайде появляются правильные ответы.
“Профессиональное лото” (слайд 9)
- специалисты в области биотехнологий (микробиологического синтеза, генной и клеточной инженерии), лаборант-технолог (фельдшер-лаборант), инженеры-конструкторы и разработчики медицинской техники (приборов), тракторист, комбайнер, оператор машинного доения - Техника
- врач, медсестра, санитар, фельдшер, зубной врач, зубной техник, учитель биологии, тренер - Человек
- кинолог, растениевод, охотовед, эколог, мелиоратор, микробиолог, агрохимик, зоолог, ветеринар, селекционер, лесовод, агроном, овощевод, зоотехник - Природа
- фармацевт (провизор), ученый секретарь - Знак
- художник, цветовод декоратор - Искусство
Что же такое ПРОФЕССИЯ? (слайд 10)
ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Например, врач, учитель, психолог, тренер, ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.
А что такое СПЕЦИАЛЬНОСТЬ? (слайд 11)
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - отдельная, обособленная отрасль науки, техники, мастерства, искусства.
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.
например, учитель биологии; врач-отоларинголог, терапевт, хирург; альголог...
А что такое ДОЛЖНОСТЬ? (слайд 12)
- ДОЛЖНОСТЬ - установленная в определенном порядке первичная структурная единица штата той или иной государственной или негосударственной организации
- Должность – это конкретный трудовой пост в организации.
Например, заведующий поликлиникой, заведующий отделением; директор школы, завуч.
ВЫВОД (слайд 13):
- Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
КОНКУРС “ЭРУДИТ” (слайд14) (13 баллов: за каждый термин по баллу)
Какие термины являются названием профессии, какие – специальности, а какие - должности?
Стоматолог, директор, врач, учитель биологии, портретист, отоларинголог, учитель, педиатр, пейзажист, преподаватель, главврач, художник, министр.
Ответы (слайд 15)
- Профессии - учитель, врач, преподаватель, художник.
- Специальности – стоматолог, портретист, учитель биологии, отоларинголог, педиатр, пейзажист.
- Должность - директор, главврач, министр
Профессиональные качества врача (слайд 16)
Гуманность Точность
Собранность
Информированность
Образованность
Жизнерадостность
Любовь к людям
Тактичность
Ум Интуиция
Сила воли
Жертвенность
Милосердие
Доброта
Оптимизм
Профессиональные качества учителя (слайд 17)
- Интерес и любовь к детям
- Увлеченность педагогической деятельностью
- Дисциплинированность
- Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
- Педагогический такт
- Педагогический оптимизм
- Педагогическое воображение
- Организаторские способности
КОНКУРС “АНАГРАММЫ” (слайд 18) (14 баллов)
Какие профессиональные термины здесь зашифрованы?
Тиокредр, гокэло, цтеводво, рткаотстир, деиптар, тчиеуль, охгилсоп.
ПРОВЕРИМ (слайд 19)
Анаграммы тиокредр
гокэло
цтеводво
рткаотстир
деиптар
тчиеуль
охгилсоп
Ответы директор
эколог
цветовод
тракторист
педиатр
учитель
психолог
КРОССВОРД ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ (слайд 20-22) (20 баллов) (Приложение 1)
ОПРЕДЕЛИ ПРОФЕССИЮ (загадки) (слайд 23) (18 баллов)
На слайде по щелчку мыши появляется загадка, минута на обдумывание ответа, ответ написать на листочке и сдать в жюри. Затем по щелчку мыши появится разгадка.
1. В белоснежном он халате Лечит всех больных в палате. Если вдруг беда случится, То на “скорой” он примчится. (врач, доктор) |
2. Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг. Кто же доктор тот? ... ! (хирург) |
3. Бередят его сознание Все пернатые создания. Друг грачей, ворон, синиц, Изучает он всех птиц. (орнитолог) |
4. В желтом море корабль плывет. Кто корабль по морю ведет? (комбайнер) |
5. Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? (учитель) |
6. Мама может ставить банки, Мазать ссадины и ранки. Мама делает уколы Всем ребятам нашей школы. Мама лаской, добрым словом Помогает стать здоровым! (медсестра) |
7. Доктор, но не для детей, А для птиц и для зверей. У него – особый дар. Этот врач ... (ветеринар) |
8. Здесь особенное царство: В нем живут одни лекарства, Мимо ваты, йода, шприцев Ходит мама, как царица. (аптекарь, провизор, фармацевт) |
9. Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист? (терапевт, педиатр) |
ОПРЕДЕЛИ ПРОФЕССИЮ (загадки) (слайд 24)
10. Его работы ждет земля Едва рассвет лучи зажжёт. Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (фермер) |
11.Скажите, как можно сквозь стенку
смотреть? В очках и при свете и то не суметь. А он между тем разглядел сквозь неё Не только меня, но и сердце моё. (рентгенолог) |
12. Он друзей четвероногих Всеми признанный знаток, Воспитатель очень строгий, Крепко держит поводок. Учит он в собачьей школе, Как команды выполнять. Все боксеры, доги, колли Назубок должны их знать. (кинолог) |
13. Он науку изучил, Землю – словно приручил, Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Знает всё в краю родном И зовётся ... (агроном) |
14. Упрятав чёлку под фуражку, Веду я с папой в поле вспашку. Я горд работой на земле, От пота вымокла рубашка, Зато ладони - на руле. (тракторист) |
15. Он природу охраняет, Браконьеров прогоняет, А зимою у кормушек В гости ждёт лесных зверюшек. (лесник, егерь) |
16. Её давно буренки знают, Всегда мычанием встречают. И за её нелегкий труд Всё молоко ей отдают. (доярка) |
17. Мамочка разводит розы, Астры, кактусы, мимозы. Не работа – дивный сад! Я за маму очень рад! (цветовод) |
18. В спорте толк он точно знает, Он спортсменов наставляет. (тренер) |
УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (слайд 25) (1 балл за правильный ответ на каждый вопрос)
Какой профессии принадлежат эти предметы?
(Стетоскоп, шприц, термометр, зубоврачебное кресло. См. Приложение 2) ВРАЧ
УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (слайд 26)
Какой профессии принадлежат эти предметы?
(Молочная фляга, доильный аппарат, подойник. См. Приложение 3) (ДОЯРКА)
УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (слайд 27) (по щелчку мыши правильные ответы выделятся другим цветом)
ПРОВИЗОР
1. Составитель меню.
2. Ревизионный работник в столовой.
3. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.
КИНОЛОГ
1. Работник киностудии.
2. Собаковод.
3. Изготовитель киноэкранов.
Викторина “Кто быстрее”. (слайд 28) (Представители команд поднимают руку и дают ответ. Жюри фиксирует ответы, после устного ответа нужно нажать левую кнопку мыши и на слайде появится правильный ответ)
(10 баллов)
1) Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)
2) Профессия человека, имеющего отношение к охране леса. (лесничий)
3) Какую профессию имеет человек, лечащий животных? (ветеринар)
4) Номер телефона, по которому вызывают “ Скорую помощь”. (03)
5) Детский врач. (педиатр)
6) Главный человек в школе. (директор)
7) Животные, которые часто охраняют вместе с людьми государственную границу. (собаки)
8) Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)
9) Человек, занимающийся устранением недостатков речи. (логопед, дефектолог)
10) Профессия человека, связанная с выучкой служебных собак. (кинолог)
Пока жюри подводит итоги, участники игры и все желающие проходят тестирование.
Тест “Профпригодность” (слайд 29)
Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Ответьте на следующие вопросы и запишите один из трех ответов (слайды 30-34):
Обработка результатов тестирования (слайды 35-39)
(Вопросы обработка результатов тестирования в Приложении 4)
(слайд 40)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Объявление результатов. Поздравление победителей игры.