В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти бесконечность,
И небо в чашечке цветка.
Уильям Блэйк
Пояснительная записка
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет художественное творчество.
Дети в дошкольном возрасте уже много чувствуют, воспринимают – они замечают красоту окружающего мира, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Малыши – самые серьезные и благодарные ученики. Они с удовольствием трудятся, осваивая различные материалы. Следует учитывать, что они еще не в состоянии выполнить всю работу целиком и потому нуждаются в поддержке взрослого.
Дети чувствуют себя более уверенно, когда рядом с ними увлеченный, заинтересованный, доброжелательный и умелый помощник, друг и наставник. Взрослый давая свободу действиям ребенка, не навязывает ему мертвых схем, но опираясь на живые впечатления и яркие выразительные образы, деликатно, в игровой форме, руководит творческим процессом. Такое полноценное творческое общение ребенка и взрослого, т.е. сотворчество, дает огромную радость и является наиболее результативной формой сотрудничества.
АКТУАЛЬНОСТЬ: На кружковых занятиях, мы предлагаем творческие задания, которые помогут раскрыть у ребенка свой особый изобразительный язык – язык сказочного мировидения, с характерной для него наивностью, живой непосредственностью, стремлением к декоративности и преувеличению. Очень важно, помогая ребенку в овладении различными приемами и способами изображения, сохранять этот язык в его истинно индивидуальном звучании, а также всячески поддерживать у ребенка чувство радости от процесса художественно – творческой деятельности.
НОВИЗНА: Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Используя возможности методической сказки, сочиненной для конкретной ситуации, взрослые помогают ребенку другими глазами посмотреть на привычные предметы, художественные материалы, увидеть в них своих добрых друзей, заботливых помощников. Образный ход помогает, с одной стороны, раскрепостить движения руки ребенка, сделать их свободными, пластичными, а с другой – создает возможность для освоения всей поверхности листа. Любой предмет, попадающий в поле зрения ребенка, должен обыгрываться. И тогда он обретает для него новое звучание, становясь личностно значимым.
ЦЕЛЬ: Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Заинтересовать детей процессом рисования, лепки, создания выразительных форм в технике бумажной пластики.
- Познакомить с выразительными возможностями, свойствами художественных материалов
- Формировать умения работать с различными художественными материалами.
- Формировать технические навыки и умения.
Характерными особенностями кружковых занятий являются:
- Направленность занятий на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
- Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
- Все занятия комплексные, интегрированные; проводятся в игровой форме.
Ожидаемые результаты
- Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
- Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах художественной деятельности.
1. Дошкольники с удовольствием, увлеченно входят в изображаемую ситуацию.
2. Дети проявляют творчество в выразительном изображении различной тематики и характера.
3. С удовольствием выполняют творческие задания.
4. Дети овладели различными художественными материалами, способами работы с ними.
5. Дети согласовывают свои усилия и действия, передают образ предмета, явления окружающего мира.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2016-2017г.г.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Художественные материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые и масляные мелки, палитра, бумага разного цвета и формата, кисти разного диаметра, пластилин, клей, трафареты, шаблоны, печати, ножницы, мольберты.
Учебно-методическое: дидактические игры, произведения художественной литературы, репродукции картин известных художников, специальная литература, раскраски, прописи, тематические картинки, сценарии праздников, конспекты занятий.
Информационное: печатная информация, энциклопедии, диски, просмотр познавательных телепередач, журналы “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”
Связь с другими образовательными областями
- Область “Познавательно-речевое развитие”
- Работа с художественными материалами развивает мелкую моторику рук и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т.е развивает речь. На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветового восприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
ЛИТЕРАТУРА
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Младшая группа: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошк. Учреждений.М. : Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003- 144с.: ил.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество Росси, 2005. 176с., ил.
- Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65
- Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий /авт. – сост. В.Ю. Дьяченко и др.- Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 96с.
- Горяева Н.А. Маленький художник; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011. 96с.: ил.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
тема задачи занятия “Осень водит сочной кистью” Учить создавать осенний натюрморт. Познакомить с разнообразием осенних натюрмортов. 2 “Золотые одежды осени” Учить создавать осенний пейзаж. 2
Октябрь
тема задачи занятия “Птица Света” Учить дорисовывать детали к готовым фигуркам. Предложить дорисовать нарядный хвост и хохолок 2 “Озорные рыбки” Учить подбирать бумагу по цвету, которая бы передавала характер рыбки 2
Ноябрь
тема задачи занятия “У зимы в лесу изба на все стороны резьба” Учить различным приемам и способам лепки, на основе которых дети будут создавать выразительные образы – формы. 2 “Волшебный зимний лес” Учить различным приемам и способам лепки, на основе которых дети будут создавать выразительные образы – формы. 2
Декабрь
тема задачи занятия “Танец снежинок в зимнем лесу” Учить создавать коллективную композицию, располагая зимний пейзаж на всей плоскости листа 2 “Снежные цветы” Учить выстраивать из вырезанных фигурок на цветном листе бумаги композицию в виде букета. 2
Январь
тема задачи занятия “Играем с цветными фигурками”
“Цветные дорожки”
“Веселые шарики”Развивать у ребенка двигательной ориентировки в пространстве листа. 2 “Веселый паровозик” Учить составлять коллективную композицию. Развивать у ребенка двигательной ориентировки в пространстве листа. 2
Февраль
тема задачи занятия “Вкусные прянички для бабушки и мамы” Учить создавать выразительные объемы и рельефы, осваивая элементарные приемы и способы лепки 2 “Чудо дерево” Учить украшать лепные пластины различными зернами: рис, бобы, горох и др., вдавливая их в пластилин 2
Март
тема задачи занятия “Маленькие птички, воробушки, синички” Учить создавать выразительные объемы и рельефы, осваивая элементарные приемы и способы лепки 2 “Самая красивая птица” Учить детей делать оттиск ладошкой. Украшать птицу цветными пятнами путем примакивания пальчиков. 2