Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.
Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.
Предшественники современной гитары имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус.
У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3–4 веках н.э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию воедино.
Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней гитары.
Происхождение названия. Происхождение слова “гитара” обязано слиянию двух слов: “тар” (от древнеперсидского “струна”) и “сангита” (от санскритского “музыка”). По другим источникам, это слово имеет происхождение от “кутур” (от санскритского “четырехструнный”). По мере распространенности этого музыкального инструмента из Азии в Европу, название “гитара” претерпевало много изменений, а вот окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе.
Испанская гитара. Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была привезена из древнего Рима – так называемая латинская гитара. А вот мавританская гитара была привезена арабскими завоевателями. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Такая гитара получила название “испанская гитара”. Эта гитара приобретает 6 струн в процессе эволюции в конце 18 века, а также большой репертуар произведений благодаря итальянскому композитору и гитаристу-виртуозу Мауро Джулиани.
Русская гитара. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков, а в Россию она попала относительно поздно. Лишь в начале 18 века западная музыка широко стала распространяться в России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых и значительных гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярным становится 7-струнный вариант исполнения гитары. Он написал более тысячи произведений для 7-струнки под названием “русская гитара”.
Акустическая гитара. Конструкция испанской гитары, в течение 18-19 веков, значительно претерпевала изменения. Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса, конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени, который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем в 20 веке стал Андрес Сеговия.
Электрогитара. Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние. В 1936 году была запатентована первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями, основателями компании “Rickenbacker” Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. В начале 50-х годов Лео Фендер и Лес Пол изобретают независимо друг от друга электрогитару со сплошным корпусом из дерева. Ее конструкция без изменений сохранилась до настоящего времени. Jimi Hendrix – американский гитарист, живший в середине 20 века, считается наиболее влиятельным исполнителем на этой гитаре.
По конструкции корпуса гитары делятся:
- Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
- Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
- Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
Арктоп-акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
Дредноут-фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной “прямоугольной” формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой “Мартин”.
По диапазону звучания:
- Обычная гитара - диапазон обычной гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса.
- Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой “Фендер” в 50-х годах XX века.
- Тенор-гитара - четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.
- Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией “Данэлектро” в 1950-х годах.
По наличию ладов:
- Обычная гитара - гитара имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
- Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
- Слайдовая гитара - гитара предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре длина струны плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда.
По жанру музыки:
- Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
- Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
- Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированая к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
- Джазовая гитара (оркестровая гитара) - устоявшееся название для арктопов фирмы “Гибсон” и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов XX века.
По роли в исполняемом произведении:
- Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
- Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмичеких партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
- По числу струн гитары бывают:
- Четырехструнная гитара (4-х струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырехструнные гитары - это бас-гитары, либо теноровые гитары.
- Шестиструнная гитара (6-ти струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространенная разновидность гитар.
- Семиструнная гитара (7-ми струнная гитара) - гитара, имеющая семь одиночных струн. Применяется при исполнении русских романсов.
- Двенадцатиструнная гитара (12-ти струнная гитара) - ритм-гитара с 6-ю сдвоенными струнами.
Другие - cуществуют также менее распространенные промежуточные и гибридные формы гитар. Примерами могут являться 9-ти струнная гитара, с тремя одиночными и тремя сдвоенными струнами (применяет известный блюзовый гитарист российского происхождения Юрий Наумов), или 12-ти струнная бас-гитара, с четырьмя строенными струнами, или 18-ти струнная гитара с двумя грифами, на 12 и 6 струн (применял гитарист группы “Лед Зеппелин” Джимми Пейдж) и т.д.
Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки… Именно на них, как и в предшествующие столетия, стоит высокая задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента. Еще многое можно было бы сказать о композиторах и исполнителях разных стран по всему миру, создающих свои произведения для полюбившегося им самим, исполнителям и слушателям, инструмента.
Сейчас гитара – самый распространенный музыкальный инструмент. Это и сольное исполнение, и сопровождение старинного и современного романса, туристкой и студенческой песни. Гитара - непременная участница искусства фламенко, цыганских песен и плясок, а в джазе она заняла место банджо. Она прекрасно сочетается в ансамбле с другими инструментами – скрипкой, домрой, мандолиной, балалайкой. Также составляются ансамбли из одних гитар.
Ценнейшее качество гитары – она умеет быть самым интимным инструментом. Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Может, быть, поэтому так велико число желающих освоить этот инструмент, удивляющий разнообразием приемов игры.
Гитарное искусство постоянно развивается, виртуозные и выразительные возможности дают основания предполагать дальнейший расцвет искусства игры на этом инструменте.
Литература:
- Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. “Рождение музыкальных инструментов”. Музыка, 1986 г.
- Булучевский Ю., Фомин В. “Старинная музыка”. Словарь-справочник. Музыка, 1974 г.
- Газарян С. “Рассказ о гитаре”. Москва, 1987 г.