Вокальные упражнения в ансамблевом пении

Разделы: Музыка


Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные упражнения, сформировать у учащихся целостное восприятие музыкально-художественного образа вокальной музыки.

Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Ансамблевое пение – это сложный вид искусства, оно требует владения вокальными, певческими знаниями, умениями и слуховыми навыками. Чем лучше певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле, на художественном образе произведения. Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям отличается от сольного. Если сольное пение в основном символизирует горизонтальное мышление, то ансамблевое – это объемное и вертикальное мышление. На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания. Значительную часть занятия следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный и интересный репертуар.

Пение вокальных упражнений является важным этапом в вокальном развитии. Существуют огромное количество различных распеваний, но они как правило не вызывают у учащихся особого энтузиазма. Стандартная гармонизация простейших попевок со временем становится не интересной, что приводит к формальному пропеванию упражнений. Педагогу следует найти наиболее выигрышные и интересные распевания, способствующие заинтересованности учащихся.

Распевания выполняет двойную задачу: с одной стороны, готовят голосовой аппарат певцов к работе – “разогревает” его, а с другой стороны развивает основные вокально-хоровые умения.

Распевание – это ряд упражнений (небольших попевок). Каждое из упражнений сосредоточено на отработке определенного вокального приема. Пропевание упражнений происходит от разных звуков с целью запоминания.

Вокальные упражнения можно разделить на несколько групп:

  1. Упражнения для работы диафрагмы, разогрева голосового аппарата.
    За основу берутся определенные слоги, которые озвучиваются благодаря выталкиванию звука прессом. (с-с-сэт, с-с-хэт, с-с-сэй, с-с-хэй)
  2. Упражнения на скачкообразные элементы. В процессе пропевания нарабатывается мышечная память, что в дальнейшем поможет при исполнении сложных элементов в песнях. За основу берутся слоги: мом, стоп, хей, хай, хай, пропеваются по трезвучию вверх или вниз.
  3. Упражнения на подвижность гортани. Благодаря этим упражнениям исполнение мелизмов, вокальных украшений станет осуществимым.
    Исполнение фрагмента минорной пентатоники на слоги: хья, хью, хьи, хьё (ля-до-ре-до-ре-ми). В начале каждого слога берется буква –х-, которая помогает избавиться от лишнего воздуха и точно попасть на звук.
  4. Упражнение на мажоро-минорное ощущение. Часто исполнение определенных ступеней звучит фальшиво из-за отсутствия тональной привязанности, неверного интонирования и разрешения ступеней. Мажоро-минорные попевки помогут преодолеть полутоновое различие. За основу берутся английский фразы: sweet home, sweet life, sweet day, исполняемые по первому трехорду (группа из трех звуков, составляющих малую или большую терцию), где распевается первый гласный звук.
  5. Упражнение на кантилену, цепное дыхание.
    В составе таких упражнение сочетаются скачки с опевающими элементами. Исполняются на любые слоги (лё, лю, мо, ма и т.д.). В данных упражнениях ощущается некая колыбельность, протяжность.
  6. Дикционные упражнения. Сложно произносимые сочетания исполняются как правило на простых повторяющихся звуках, чтобы уделить большее внимание произношению. Данные упражнения являются в некотором роде речитацией, которою можно гармонизовать на свое усмотрение. Наиболее сложные слоги: кпта-кптэ-кпти-кпто-кпту, вди-вдэ-вда-вдо-вду-вды, тки-ткэ-тка-тко-тку-ткы.
  7. Упражнения с фрагментами из разучиваемых проиведений.
    Построены на отдельных отрывках разучиваемого произведения, способствуют освоению и закреплению сложных элементов, характерных именно для данного произведения; помогают преодолеть конкретные трудности в том или ином произведении. Данные упражнения могут быть взяты в распевание перед непосредственным разучиванием нового произведения – в таком случае они готовят учащихся к изучению нового материала, помогают им в этом.
  8. Упражнения на наработку вокальных приемов.
    1. Субтон – звук с воздухом. Чтобы его почувствовать, нужно произнести слово “не переживай”, протягивая последний слог с воздухом. Также можно пропевать данное слово, используя скачок вниз, чтобы улучшить ощущение данного приема: не –соль, пе – соль, ре – соль, жи- соль, вай – до.
    2. Нос – звук, посылаемый в нос. Лучше всего ощущается в вопросе –Зачем?
    3. Народный звук – посылаемый в верхнее нёбо. Самые удобные слоги: эгей, ого. Открытое произношение, с сильным посылом звука.
  9. Упражнение на многоголосие. За основу берется исполнение трехорда в такие интервалы, как терция или секста. Также можно включить каноническое исполнение – поочередное вступление голосов.

Педагог должен тщательно продумать набор упражнений. Следует выбрать правильную последовательность (от простых к сложным), основой будут служить упражнения, формирующие правильную певческую установку, дыхание, протяженность звука.

Далее можно перейти к более сложным упражнениям, которые помогут овладеть различными способами звукоизвлечения и звуковедения, расширить диапазон, сформировать подвижность гортани.

На простых упражнениях важно объяснить какими приемами пользуются знаменитые певцы. Это поможет расширить вокальные знания и активно применять разнообразные техники в пении.

Особое внимание можно уделить работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнера представляет значительную трудность. Не следует обходить стороной исполнение упражнений а cappella для развития внутреннего слуха, чистоты интонирования и тонального ощущения.

Педагог должен помнить о том, что правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент пения как в отдельности, так и в общем исполнении.

Очень важно творчески подойти к аккомпанирующей стороне упражнений. Избегать механического исполнения незатейливых гармоний. Следует разнообразить и интересно гармонизовать несложные мелодические обороты, выучив их при транспонировании в другие тональности.

Педагог также должен соблюдать следующие условия:

  • Сознательное отношение учащихся к упражнениям. Важно понимать задачи, направленность этих упражнений в обучении. Педагог обязательно должен объяснить цель упражнения и наглядно (голосом) показать, – как правильно его исполнить.
  • Постепенное и последовательное усложнение учебных задач: в процессе распевания необходимо идти от простого к более сложному, от доступного – к более трудному. Каждое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать всему дальнейшему процессу обучения.
  • Учет особенностей самого процесса образования навыков. Движение этого процесса от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения и к постепенному приобретению навыка.
  • Задачи упражнений должны быть разнообразными, не следует длительное время работать над каким-то одним упражнением – это способствует потери интереса у учащихся, быстрой усталости голоса.
  • Необходимо регулярно и последовательно работать над упражнениями, только тогда навыки вокального пения будут закреплены.
  • Учитывать в распевании основные положения вокальной педагогики:
    • начинать распевание со средних, удобных нот диапазона;
    • постепенно расширять зону примарного звучания;

В основе распевания лежат определенные методические принципы, на которые должен опираться каждый хормейстер, вот некоторые из них:

  • Установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями при этом голосового аппарата.
  • Сознательность в овладении вокальными навыками.
  • Личный показ и объяснение педагога в процессе распевания.
  • Связь упражнений с музыкальной грамотой.
  • Сочетание совместного ансамблевого пения с сольными исполнениями.
  • Обязательное использование упражнений а cарреllа, т.к. именно они способствуют чистоте интонации.

При соблюдении определенных условий и принципов, методической последовательности, при выборе необходимых упражнений можно сформировать правильное звуковедение, вокально качественное исполнение. Вокальные упражнения необходимы, они способствуют снятию зажатости и сиплости в голосе, выравниванию звука, интонации. Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении правильных с помощью упражнений. Главным условием пения является полная физическая свобода, которая достигается при постоянной тренировке. Подбор упражнений осуществляется исходя из психофизических особенностей учащихся разного возраста. Весь певческих процесс ориентируется на физические возможности участников вокального ансамбля. Регулярное выполнение упражнений позволит закрепить необходимые условные рефлексы, сконцентрировать творческое внимание, настроить сложный процесс звукообразования. Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. В одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения должны быть выстроены в определенном порядке от простых к сложным.

Пение не может не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях следует стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса.

Литература.

  1. Белоброва Е.Ю. “Рок-вокалист”.
  2. Чишко О. Певческий голос и его свойства. Музыка, 1966 г.
  3. Коробка В.И. “Вокал в популярной музыке”. Рекорд, 1989 г.
  4. Виардо П. Упражнения для женского голоса. Музыка, 1994 г.