Тип урока. Обобщение изученного.
Цель. Систематизировать и обобщить знания учащихся о простом предложении.
Задачи.
- Систематизировать знания о простом предложении через навык синтаксического анализа простого предложения.
- Побудить учащихся к активности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Учить ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.
Оборудование: проектор, раздаточный материал, учебник, презентация, приложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание рабочей атмосферы на уроке, положительного эмоционального настроя
Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами подведём итог по теме “Простое, двусоставное предложение”. Но давайте для начала проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взгляните на экран. Исправьте недочёты друг друга. Где возникли вопросы? Давайте разберём. (упр. 158)
1. Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало.
2. Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревёнчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом – тем родным уютом, что не забывается и в смертный час.
3. Он ушёл на станцию пешком, как и пришёл. (слайд №2)
III. Работа по теме урока: “Синтаксический разбор двусоставного предложения”.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему тему “Двусоставные предложения” мы завершаем именно синтаксическим разбором?
1. Во-первых, а какие предложения мы называем двусоставными? (Учащийся: это простое предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого). Во-вторых, какими членами предложения они могут распространяться? (Учащийся: дополнениями, определениями, обстоятельствами). В-третьих, ребята, чем осложняются простые предложения? (Учащийся: обращениями, вводными словами, вводными конструкциями, причастными, деепричастными оборотами). Правильно.
2. Разграничение понятий “словосочетание” и “предложение”.
Учитель. Ребята, повторим предыдущую тему. Взгляните на экран. Задание: из двух выберите предложение. (слайд № 3)
1) Трое из ларца. (устойчивое выражение). - Троя побеждена.(двусоставное, нераспространённое)
2) Утро. (простое односоставное) - Утренняя прохлада.(словосочетание)
3) Начался ледокол. (двусоставное, нераспространённое) - Ледокол плывёт (словосочетание)
4) Жить дружно. (словосочетание) – Ребята, давайте жить дружно!(простое, односоставное, осложнённое обращением).
Учитель переключает слайд с правильными ответами.(слайд №4)
Учитель. Сделайте вывод. Чем отличаются словосочетания от предложений? (Учащиеся: предложение имеет грамматическую основу, выражает законченную мысль, а словосочетание только часть явления)
3.Учитель. Ребята, давайте вспомним порядок синтаксического разбора простого предложения. (учащийся: 1) определяем, какое предложение по цели высказывания; 2) по интонации; 3) структуру предложения по наличию грамматических; 4) распространённое или нераспространённое; 5) осложнённое или неосложненноё).
Учитель. Ещё раз взглянем на доску. (слайд № 5)
IV. Работа с учебником.
1.Учитель. Ребята, откройте учебник на странице 93, параграф, 28. Давайте познакомимся с материалом учебника. Всё ли вам понятно? Какие вопросы возникли?
Первый ученик читает “Порядок разбора”.
Второй “Образец разбора”.
Учитель. А теперь взгляните на письменный разбор. Всё понятно?
Запись дом. задания. Параграф,28; упр.161(составить 6 предложений простых,двусоставных, используя данные ниже слова, выполнить синтаксический разбор 2-х предложений).
2. Выполнение упражнения № 161 у доски.(сначало работающий у доски объясняет орфограммы).
V. Самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой.
I вариант.
Выпишите грамматическую основу предложения №1. Произведите синтаксический разбор предложения №2. Посчитайте количество грамматических основ в предложении №3.
II вариант.
Выпишите грамматическую основу предложения №1. Произведите синтаксический разбор предложения №2. Посчитайте количество грамматических основ в предложении №3.
VI. Словарно-орфографическая работа.
Красноречие , -я, средний род
1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия.
2. То же, что риторика (в 1 знач.).
Риторика, -и, женский род
1. Теория ораторского искусства.
2. Переносное значение. Напыщенная,
бессодержательная, пустая речь. Впасть в
риторику.
прилагательное риторический, -ая, -ое. Р.
вопрос (приём ораторской речи - утверждение в
форме вопроса).
Оратор, -а, мужской род. Тот, кто
произносит речь, а также человек, обладающий
даром красноречия. Прирождённый оратор.
прилагательное ораторский, -ая, -ое.
Ораторское искусство.
Пафос, -а, мужской род (книжное).
Воодушевление, подъём, энтузиазм. Говорить с
пафосом. П. творческого труда.
прилагательное пафосный, -ая, -ое. Пафосная
речь.
Задание. Составьте с любым словом двусоставное предложение. Подчеркните грамматическую основу.
VII. Рефлексия.
Учитель. Итак, ребята, давайте с вами сделаем вывод.
Ученики делают вывод: Сегодня на уроке мы повторили раздел “Простое предложение”, вспомнили, какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по отношению к высказыванию, по наличию главных членов, второстепенных членов, по полноте состава; повторили все конструкции, которыми может быть осложнено простое предложение. Кроме того, мы закрепили схему синтаксического разбора простого предложения, учились выполнять синтаксический разбор.
Оценки сегодня получают...
Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.