Пояснительная записка
Ожидание рождения ребенка, в каждой семье наполнено радостным предвосхищением. С этими событиями связывают свои надежды мечты, мысли о дальнейшем будущем. После рождения ребенка, в период ухаживания за ним, при внимательном наблюдении, сравнивании, родители начинают понимать, что ребенок не так реагирует, не так двигается, чем-то обеспокоен. Тогда невольно приходит вопрос, что с ребенком? Или самоуспокоение: “Все будет хорошо, подрастет и научится”. Через некоторое время постепенно приходит понимание, что ребенок какой-то другой. Ребенок не может встроиться в семейный ритм, семья подстраивается под ребенка. Этот период в семье очень трудный потому, что приходится решать помимо внутрисемейных проблем множество сопутствующих проблем. Возникает чувство вины или поиск виновного. Значительно ухудшается качество жизни, теряется интерес к жизни.
Появление в семье ребенка с особенностями в развитии меняет привычный уклад семьи и является мощным стрессовым фактором. Вся семейная система вынуждена перестроиться, что, несомненно, отражается на каждом члене семьи. В связи с этим возникает новый семейный стереотип поведения, связанный с отношениями созависимости, который вызывает в психологическом состоянии близких и родных ребенка резкие травмирующие изменения, затрудняющие процесс его адаптации и развития.
Часто семья самопроизвольно остается в одиночестве, избегает контактов с обществом. Бывают случаи, что в такой ситуации мать остается одна без поддержки и без мужа. В такой ситуации матери ребенка приходится очень тяжело. Незнание особенностей, увеличивает страх, приводит к растерянности. В такой момент семье или матери важно получить поддержку, поверить в себя, научиться жить в новых условиях. Не только жить, но и приобрести новый смысл в жизни.
Развитие ребёнка с особенностями в огромной степени зависит от благополучного семейного окружения. Спокойной доброжелательной обстановки, любящих и заботящихся адекватно реагирующих родителей, развивающих ребенка физически и морально. Своевременное оказание ей психологической помощи существенно влияет на перспективу развития ребенка. Очень важно не допустить деструктивной перестройки семейной системы, которая проявляется в сокращении контактов с окружающим миром, ухудшением эмоционального фона.
Учитывая актуальность проблемы, мною разработана программа, направленная на профилактику, реабилитацию и стабилизацию семьи.
Цель: Оказать психологическую помощь семье (матери), восстановить социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
Задачи:
- Обучение способам успешного преодоления проблем
- Снижение тревожности семьи (матери).
- Включение матери в реабилитационные мероприятия
- Гармонизация семейных взаимоотношений.
- Обучение навыкам адекватного взаимодействия.
- Стабилизация эмоционального состояния.
- Укрепление психологического и соматического здоровья.
- Развитие личностных качеств.
- Гармонизация личности.
- Формирование социальных качеств.
- Развитие внутреннего мира.
Методы:
- Семейная системная терапия.
- Эмоционально-образная терапия.
Оборудование: Бумага, ручка, карандаши, гуашь, кисти для рисования, ленты, маленькие игрушки, готовый раздаточный материал с тестами.
Объект: Работа проводится с 1 или 2 родителями одновременно, могут приглашаться другие члены семьи. Частота встреч зависит от запроса и выполняемых задач. Прохождение этапов проводится индивидуально.
Структура программы “Работа с родителями – ключ к успеху в реабилитации детей и подростков”
В данной программе предусмотрены четыре этапа.
Описание этапов:
I. Психологическое состояние семей, воспитывающих особого ребенка:
- определение психологического состояния родителей [3]; <Приложение1>
- определение кризисного периода, в котором находится семья [2]. <Приложение2>
II. Проведение исследования матери, имеющей особого ребенка:
- личностные особенности матери [2] [4] [9]; <Приложение3>
- позиция матери [2]; <Приложение4>
- гиперопека [2]; <Приложение5>
- определение тревожности матери [5]; <Приложение6>
- особенности аффективной сферы [11]; <Приложение7>
- диагностика враждебности, конфликтности и потенциальной агрессивности родителей [1]. <Приложение8>
III. Работа с семейной системой:
- описание семьи, с сточки зрения структурных параметров; <Приложение9>
- семейная реконструкция [12] [13]; <Приложение10>
- циркулярное интервью [13]. <Приложение11>
IV. Практическая помощь семье:
- помощь становления позиции к ребенку [2] [6] [7] [9]; <Приложение12>
- техники семейной реконструкции [8] [12]. <Приложение13>
Пример ведения протокола работе с родителями представлен. <Приложение14>
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.: Практикум по возрастной психологии СПБ.: Речь, 2001 – с. 332
- Гуслова М.Н.: В семье ребенок-инвалид – М.: 2003 – с.4
- Гуслова М.Н.: Программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида: Для специалистов центров реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М.: 2002 – с. 6-7, 10-12, 38
- Захаров А.И Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1988.
- Корчуганова И.П.: Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). 2006. – с.87
- Линде Н.Д.: Эмоционально образная терапия. Теория и практика. – М.: 2004 – с.8-12
- Линде Н.Д.: Эмоционально образная(аналитически-действенная) терапия: чувство-образ - анализ - действие. 2 издание – М.: Генезис 2016 – с.94-108
- Малкин–Пых И.Г.: Семейная терапия. – М.: “Эксмо”, 2005 – с.218-224
- Морозова Е.Н.: Метод эмоционально-образной терапии в психологической реабилитации родителей детей-инвалидов. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2005. -№4. – с.62-66
- Пашков А.Д, Гонеев А.Г. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Курск, 1999. – с. 127
- Семенова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом — Дерево — Человек” / З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.
- Терентьева С.А.: Семейное психологическое консультирование и терапия: Пособие для специалистов центров реабилитации. – Реутов, 2008 – с.4-20
- Черников А.В. Системная семейная терапия – М.: “Класс”, 2001 – с.108-109