Наш ограниченный ум для удобства делит этот мир
на части:
физику, биологию, геологию и т.д.,
но ведь природа на самом деле никакого деления не
знает.
Ричард Фейнман
Мы выбрали эти слова одного из талантливейших физиков ХХ столетия, лауреата Нобелевской премии по физики Ричарда Фейнмана эпиграфом для методических разработок по предмету “Окружающий мир” не случайно. Первая и основная проблема, которую мы пытались решить, сводилась к следующему: мы, учителя начальных классов и учитель физики, хотели показать ученикам третьего класса, на доступном для них уровне, что существуют фундаментальные законы, управляющие процессами, как в живой, так и неживой природе. Что атомистская гипотеза Демокрита, получившая развитие и экспериментальное подтверждение в молекулярно-кинетической теории вещества позволяет объяснить большое число явлений, наблюдаемых в окружающем нас мире (Надо не забывать, что предмет, называемый “Окружающий мир”, является по сути интегрированным). Необходимо отметить, что подобные уроки хорошо коррелируются с требованиями ФГОС нового поколения. Если рассматривать результаты обучения, то особого хотелось бы подчеркнуть значимость предметных результатов обучения учащихся начальной школы по естественно-научным дисциплинам:
Ученик должен научиться
- устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений;
- использовать информацию естественно - научного, в частности физического содержания, при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.).
Вторая проблема, которая решалась при разработке этих уроков, носит скорее психологический характер. Мы прекрасно знаем, как порой сложно происходит процесс адаптации учеников начальной школы при переходе в среднюю школу. Смена учителей, разнообразие требований создают дискомфортную ситуацию для бывшего четвероклассника. Введение в урок учителя предметника, учителя средней и старшей школы, иной стиль и уровень преподавания и общения позволяет хотя бы частично подготовить ребят к тому, что их ожидает в средней школе. Именно поэтому такие уроки должны стать не редким событием, повседневной нормой для начальной школы.
Урок 1 “Тела. Вещества. Частицы”
Цель: познакомить с телами и их составом.
Планируемые результаты: научить различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества; доказывать предположения и делать выводы; научить работать в группах и оценивать свои знания.
Оборудование к уроку:
- Для практической работы: ложка, гвоздь, вазочка, жидкость, листик, веточка, камень, алюминиевая проволока, мел, резиновый мячик, глиняная фигурка, кусочек сахара, марганцовка, пластмассовые шарики.
- Мультимедийная презентация.
- Учебник “Окружающий мир” под ред. А.А.Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1) (изд. “Просвещение” 2014г.)
- Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” под ред. А.А.Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1) (изд. “Просвещение” 2014г.)
- Учебник “Физика” 10 класс. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. (изд. “Просвещение”)
Урок 2 “Разнообразие веществ”
Цель урока: познакомить с разнообразием веществ, их особенностями, свойствами, использованием в хозяйственной деятельности, с науками, изучающими вещества.
Планируемые результаты: в результате исследовательской деятельности учащиеся научатся описывать вещества, классифицировать вещества, различать их свойства.
Оборудование урока:
- Учебник “ Окружающий мир” под редакцией А.А. Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1), издательство “Просвещение” 2014 г.
- Рабочая тетрадь к учебнику “ Окружающий мир” под.ред. А.А. Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1), изд. “Просвещение” 2014 г.
- Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова “ Окружающий мир” 3 класс, изд. “Просвещение” 2014 г.
- Учебник “Физика” 10 класс. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. (изд. “Просвещение”)
- Сигнальные карточки “светофор” у каждого учащегося
- Мультимедийная презентация
- Лист с тестом у каждого учащегося
Для исследовательской (практической работы) : соль, сахар, крахмал, бутылочка из-под уксуса, пипетка, раствор йода(разбавленный), продукты( яблоко, картофель, белый хлеб, рисовая каша), сок лимона, яблока, винограда, молоко, лакмусовая бумажка
Урок 3 “Воздух и его охрана”
Цель: познакомиться с качественным и количественным составом воздуха, его свойствами, различными способами защиты воздуха от загрязнений.
Планируемые результаты: в результате исследовательской (экспериментальной) деятельности учащиеся получат представление о свойствах воздуха. Учащиеся будут учиться анализировать, делать выводы, расширят свой кругозор, используя информацию из учебника, рабочей тетради.
Оборудование:
- Для опытов: тележка, спиртовка, колба
- Мультимедийная презентация
- Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир” 3 класс (изд. “Просвещение” 2014г.)
- Учебник “Окружающий мир” под ред. А.А.Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1) (изд. “Просвещение” 2014г.)
- Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” под ред. А.А.Плешакова 3 класс в двух частях (ч.1) (изд. “Просвещение” 2014г.)
- Учебник “Физика” 10 класс. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. (изд. “Просвещение”)