Приставки и предлоги. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формирование умения правильно писать приставки и предлоги.

Задачи урока:

  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
  • Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
  • Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Познавательные УУД:

  • формировать умения отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания;
  • способствовать развитию мышления, памяти, орфографической зоркости,

Регулятивные УУД:

  • формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
  • развивать орфографическую зоркость.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень

- Мозговая гимнастика.

1. “Качания головой” (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, плечи расслабьте и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. (30 секунд)

2. “Ленивые восьмёрки” (упражнение повышает устойчивость внимания, обеспечивает запоминание): нарисуй те в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. “Шапка для размышлений” (улучшает внимание и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

На уроке не зевать,
А работать и писать!

Работа в тетради.

Запиши дату с комментированием:

Два . цать вт .рое дек . бря.

Кла .. ная р . бота.

II. Самоопределение к деятельности

Прием “Корзина идей”.

- От какого слова в дате можно образовать глаголы? (работа)

- Назовите глаголы (работать, заработать, переработать, поработать)

- Какая часть слова помогла образовать новые слова? (приставка)

- Назовите приставки. (за, пере, по)

- Какие ещё знаете приставки? (вы, над, про, воз, под, в, с, к, у, на)

- На какую часть речи похожи приставки в русском языке? (на предлоги)

- Какие предлоги вы знаете?

- Какая опасность может возникнуть? (можем не отличить приставку от предлога)

- Можете ли вы из наших рассуждений назвать тему урока?

III. Формулирование темы и задач урока.

(Правописание приставок и предлогов)

- Поставьте задачи к уроку:

(уметь находить приставки и предлоги,

  • отличать приставку от предлога,
  • научиться применять правила написания слов с приставками и предлогами )

- Сегодня вы будете исследователями. Будем исследовать правописание предлогов и приставок.

IV. Минутка чистописания.

На доске

вы по к про пере от для об за

- Что означают данные сочетания букв? (это приставки и предлоги)

-  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы,пере)

- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(к, для)

- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об, за)

Далее самостоятельно списываем предложение с доски:

Реш.ли волки зайчика (за) печь,

А за.ц (из) духо.ки пры. (за) печь.

- Какая проблема может возникнуть при списывании. ( Слово (за) печь – писать вместе или раздельно? Подумайте сами и запишите это предложение. А проверим только тогда, когда закрепим новый материал)

Актуализация имеющихся знаний.

- Что мы знаем о правописании приставок и предлогов?

- Внесите информацию в первый столбик.

Знаю Хочу узнать Узнал(а)
     

V. Повторение (3 ученика работают у доски)

1 ученик: (поставить пропущенную букву, записать проверочное слово)

  • ....... – с . .сна
  • ....... – пч .. ла
  • ...... - д .. машний
  • ...... - б .. да
  • ...... - к .. рмить
  • ...... - т .. хонько

- как находили проверочные слова?

2 ученик: (поставить пропущенную букву, записать проверочное слово)

  • ....... – берё ... ка
  • ....... – ло .. кий
  • ....... – хле ..
  • ....... – сугро ..
  • ....... – тра .. ка
  • ....... – яго.. ки

- как находили проверочные слова?

3 ученик: (разобрать слова по составу)

Осенний, слонёнок, доварил, дровишки, лесок, травинка, подарок,

полетела, домище.

Остальные пишут на местах.

Словарный диктант.

Известный, сердце, вкусный, солнце, капустный, поздно, согласный,

ужасный, прекрасный, прелестный, интересный.

Проверка, самооценка.

Физкульминутка.

VI. Изучение нового материала:

Фронтальная работа

(д . ) ехал (до) д . ревни,

(по) б . жал (по) д . роге,

(про) читал (про) з . вод,

(у) селся (у) дер . ва,

(за) кружились (за) . кном.

- Какое задание вы можете предложить?

(раскрыть скобки, определить приставку или предлог в слове, распределить слова на 2 группы)

- Самостоятельная работа.

- Назовите слова с приставками.

доехал

побежал

уселся

прочитал

закружились

- Скажите, что такое приставка?

- Как найти приставку в слове?

- Докажите, что это приставка.

- Слова, какой части речи в этом столбике?

- Назовите слова с предлогами

до деревни

по дороге

про завод

у дерева

за окном

- Что такое предлог?

- Как предлог пишется со словами?

- Докажите, что это предлог.

Работа с правилом (на слайде)

А сейчас обобщим наши выводы и сделаем кластер: (2 ученика - у доски)

Приставка Предлог
Часть слова Часть речи
Слитно раздельно
Для образования новых слов Для связи слов в предложении
Дружит с глаголом Не дружит с глаголом

Задание на слайде:

- Ребята, я записала предложение, но из него исчезли приставки и предлоги. Кто поможет вернуть мне их на место.

Ребята ... весили ... лесу кормушки ... птиц.

Спишите это предложение, вставив предлоги и приставки.

Разберите по членам предложения, дайте характеристику.

Какое слово из этого предложения подходит к схеме слова

- Как вы думаете, ребята поступили правильно? (Да. Птицам надо помогать).

VII Работа с учебником.

Стр. 132. Упражнение 259.

VIII Закрепление пройденного материала.

Работа с деформированным текстом

- А сейчас поработаем устно. На доске (слайд 2) вы видите слова. Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, кормушке, и, воробьи, синички.

- Найдите в каждом предложении предлоги (слайд4).

- Как предлоги пишутся со словами?

- Найдите слова с приставками (слайд5).

- Как приставки пишутся со словами?

- Почему птицам зимой нужно помогать?

IX.Тест.

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П. Приставки со словами пишутся слитно

Г. Приставки со словами пишутся раздельно

Я. Приставка служит для образования новых слов

Л. Приставка служит для связи слов в предложении

К. Предлоги пишутся слитно со словами

Т. Предлоги пишутся раздельно со словами

Ь. Предлог – часть речи

Я. Предлог – часть слова

- Какое слово получилось? (пять)

X. Итог:

  • Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
  • Почему нужно различать приставки и предлоги?
  • Что мы узнали о правописании приставок и предлогов со словами?
  • Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?

XI. Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал (а) ....
  • Я похвалил (а) бы себя ....
  • Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ....
  • Мне это пригодится...
  • Особенно мне понравилось ...
  • Мне было трудно ...

Составить синквейн

Приставка Предлог
Важная, ошибкоопасная Самостоятельный, связывающий
Образовывает, меняет Помогает, указывает
Служит для образования новых слов Служит для связи слов в предложении
Часть слова Часть речи

XII. Дом.задание: (дифференцированное)

  • Стр. 133 Упражнение 262. И написать по 5 слов с предлогом и приставкой.