“Сказка — быль, да в ней намек...”
В жизни каждого человека присутствует “сказка”. Для кого-то это слово — Детство... Мама... Радость за одного героя и сочувствие другому... Для кого-то сама жизнь и есть сказка.
Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.
Преимущество сказкотерапии заключается в том, что она интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст, позволяющих смягчить поведенческий негативизм у личности. Через сказку человек может понять законы мира, в котором он родился и живет. Главное - заронить в душу зерно осмысления. В сказке ребенок проявляет свои врожденные психические структуры, образы, мотивы, которые ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания, проследить генезис личности ребенка.
Сочиняя сказки нужно обращать внимание на то, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, они могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его "Я". Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую. Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.
Проводя занятия, важно соблюдать определенные правила. Во время повествования сказки необходимо расположиться напротив ребенка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев. Нельзя допускать затянувшиеся паузы. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребенку возможность подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому. Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации. Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей: чем младше ребенок, тем проще сюжет, больше повторов, меньше деталей.
Чтобы обычная сказка стала терапевтической, необходимо чтобы создаваемая сказка отвечала проблемам ребенка, однако не была похожей на неё досконально. Обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, человек научится по-новому подходить к решению своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным.
Существуют следующие типы сказок:
Дидактическая сказка - самая простая и
ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного
возраста. Цель дидактической сказки скромна -
передать ребёнку некое новое знание, умение,
навык. Дидактические сказки создают педагоги для
“наполнения” учебного материала. При этом
абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,
арифметические действия и т.д.) оживают,
создается сказочный образ мира, в котором они
живут. Дидактические сказки раскрывают
содержание и важность определенных знаний. В
форме дидактических сказок “подаются” учебные
задания.
Варианты работы со сказкой:
- нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
- изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
- сделать постановку сказки в виде настольного театра;
- написать собственную сказку
Структура сказкотерапевтического занятия может быть следующей:
Этап | Назначение | Содержание |
1. Ритуал “входа” | Создать настрой на совместную работу. | Коллективное упражнение. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях. |
3. Расширение | Расширить представление клиента о чем-либо. | Ведущий рассказывает новую сказку. |
4. Закрепление | Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности клиента. | Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления. |
5. Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью. | Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии. |
6. Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта и т.п. |
7. Ритуал “выхода” из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить клиента к взаимодействию в привычной социальной среде. | Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнениями. Ведущий: “ Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. |
После прочтения, сочинения или инсценирования сказки необходимо побудить клиента к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке. Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, осознание которого приводит к решению эмоционально-личностных и поведенческих проблем личности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сказкотерапия - это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно “исцелять душу”, совершенствовать внутренний мир и гармонизировать систему взаимоотношений с окружающими.
Попробуйте сделать маленький шажок в мир сказок — и увидите результаты!