Цели:
- Формирование навыков выразительного чтения по ролям, умения импровизировать на сцене.
- Развитие читательского интереса к чтению художественных произведений.
- Побуждение личности к творческой самореализации и саморазвитию.
Одним из важных моментов в проведении театрализованных представлений является подготовка: обсуждение героев, их характеров, поступков. Вовлечение ребят в подготовку – это сложный и интересный процесс. Как убедить мальчиков (с девочками проще) сыграть роль Митрофанушки, кузнеца Вакулы, Собакеевича? И если в 5-6 классах ребята охотно соглашаются играть в спектаклях, то в 7-8 классах так называемый “сложный возраст мешает ребятам дать согласие. Здесь, конечно, нужен талант не только педагогический, но и организаторский, режиссерский.
Вначале, после изученного произведения на уроке литературы, выступая в роли режиссера, набираю “артистов” для постановки спектакля. После уроков вместе с ребятами садимся за “круглый стол” и озвучиваем сценарий, который или составляю сама, или беру из опубликованных работ. Обдумываем, как вести себя на сцене, какие будут декорации и костюмы. Общение, веселые ситуации, возникающие на репетициях, общие переживания – все это помогает сближению и ребят, и педагогов. Родители также оказывают немалую помощь и в оформлении сцены, и в создании костюмов.
В результате совместных усилий были проведены литературный вечер, посвященный юмору в мировой литературе, театрализованные представления по сказочной повести Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” и по произведениям Н.В.Гоголя, посвященный 200-летию со дня рождения.
Являясь руководителем методического объединения словесников, распределяю между учителями литературы произведения согласно обучаемых ими классов и составленного мною сценария (Приложение 1). Для обучаемых мною 7-х классов были составлены сценарии по рассказам А.П.Чехова “Злой мальчик” (Приложение 2).
При изучении повестей Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” в 5 классе и затем “Тарас Бульба” в 6 классе (по учебнику Г. Меркина), как известно, большую трудность для понимания сюжета представляет язык произведений. Чтение по ролям на уроках, а затем инсценировки, которые плавно переходят в репетиции и подготовку спектаклей на сцене во внеурочное время, дают возможность к более глубокому пониманию художественных особенностей Н.Гоголя и реализации творческих способностей ребят.
Таким спектаклем для пятиклассников стала сказочная повесть “Вечера на хуторе близ Диканьки”, который был поставлен вначале на школьной сцене, а затем на следующий год – на сцене районного центра народного творчества, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. (Приложение 3).
В дальнейшем, при изучении произведения уже с новыми 5-ми классами, показываю на уроках презентацию, составленную из поставленных ранее спектаклей.
Всё это способствует мотивации к творческому труду, пробуждает у учащихся интерес к чтению художественных произведений.