Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих профессиональную подготовку концертмейстера. Конечно, на концертах или экзамене встречается редко, но в рабочем процессе в классе эти умение транспонировать крайне необходимо.
Вокальные данные ребенка не всегда позволяют исполнить то или иное вокальное произведение. Тем более, когда речь идёт о хоровом коллективе, где участвует большое количество детей с разными возможностями. Умение транспонировать поможет учащимся исполнять любые вокальные произведения в удобных для голоса тесситурных условиях.
Выбор тональности для исполняемого вокального произведения – момент очень существенный, диктуемый необходимостью создания наиболее благоприятных условий для звучания голоса, а так же для раскрытия художественного образа, задуманного автором. Обычно тональность изменяется тогда, когда тесситура основной мелодии не отвечает реальным возможностям участников хора. В таких случаях выбирается тональность, в которой тесситура, охватывающая верхнюю и нижнюю границы основной мелодии, становится доступной для исполнения певцами. Особое внимание при необходимости транспонирования уделяется следующим партиям: I сопрано и альт. Для партии альта мы стараемся не опускаться ниже соль малой октавы; партия I сопрано – не выше фа/фа диеза второй октавы. Если транспонирование не решает проблемы неудобства высоты звуков, а выбор произведения уже сделан окончательно, тогда можно высокие ноты доверить отдельным солистам, у которых есть соответствующие вокальные возможности. Подразумевается, что концертмейстер владеет техникой транспонирования в нужной степени, поэтому транспонирование часто используется для решения звуковысотных проблем (особенно в произведения для хора a capella).
В то же время может оказаться, что эта избранная тональность не совсем "удобна" для отдельных солистов ансамбля. Избежать этих неудобств можно путем некоторого упрощения их партий.
Для успешного транспонирования музыкального произведения на определенный интервал, концертмейстеру необходимо:
– хорошо знать основы теории музыки, которые проходят в классе сольфеджио (основные и побочные ступени лада, отклонения, альтерация, хроматизмы, и т.д.)
– иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях (трезвучия и их обращения, септаккорды).
При транспонировании произведения необходимо соблюдать следующую последовательность:
– определить новую основную тональность произведения;
– провести гармонический анализ произведения;
– для настройки на новую тональность концертмейстер несколько раз играет гармонический оборот – тоническое трезвучие, субдаминанта, доминанта;
– убедиться в вокальных возможностях в новой тональности;
– исполнение в новой тональности.