Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации и высокой степени личностное развитие в целом, и отлаженную работу психических процессов – воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений.
Один из вопросов, который всегда волновал и продолжает волновать педагогов-музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных стадиях обучения. Ведь фортепианная игра – искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Поэтому культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на фортепиано, так как профессиональное вычленение технических компонентов игры надо всегда сочетать с профессиональным охватом процесса в целом. Развитие пианистических данных, накопление технических средств идет рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания. Во всяком случае, одно никак не должно находиться в отрыве от другого.
Понятие “фортепианной техники” вовсе не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Первое понятие гораздо шире, объемнее, ибо фортепианная техника по преимуществу есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками всякой хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т.д.
Когда говорим о развитии технических навыков у учащихся, то имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. “Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцельно, она никак не может служить искусству”, - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.
Таким образом, если техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, то всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания. “Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как его сделать” - говорит Генрих Густавович Нейгауз.
Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы “увидеть” произведение и целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского смысла уже с самого начала указывают главное направленно технической работы. Как бы далеко от музыки ни уводила пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал. Не терять идеал из виду; всегда стремиться к содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой! И тогда встречающиеся на пути пианиста многочисленные и кажущиеся такими непреодолимыми тернии окажутся побежденными, и работа над техническим воплощением музыкального замысла будет успешной. Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, техническая работа пианиста превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться, - основа технической работы и писателя, и художника, и композитора, и актера, и пианиста.
Повседневная работа над развитием технических навыков помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.
Соотношение музыкальных и технических задач в работе пианиста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. В тех случаях, когда изучаемая пьеса “выходит”, эти две, так ясно различимые вначале, стороны работы пианиста сливаются в единый исполнительский процесс.
Техника нужна во всяком искусстве. Фортепианное исполнительство не представляет исключения, скорее наоборот. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на рояле издавна принято с раннего детства, с 6–8-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков.
Работа над фортепианной техникой должна продолжаться на протяжении всего периода обучения. Она должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей развития ребенка; быть посильной и последовательной и строиться на основе принципа наглядности, а точнее показа педагогом игры на фортепиано.
Понятие “техническая работа” имеет широкий спектр. Здесь и работа над точностью, экономичностью движений пальцев и рук, и овладение навыком пользования аппликатурой, и работа над достижением удобства, легкости в игре, красоты, богатства звучания инструмента и многое другое. Работая над техникой, следует всегда помнить, что высшим критерием правильности фортепианного приема является звуковой результат. Слуховое внимание должно всегда контролировать технические действия пианиста, вне музыкальной задачи техника не может существовать.
- Работа над фортепианной техникой включает в себя следующие разделы:
- Работа над различными упражнениями.
- Работа над гаммами.
- Работа над этюдами.
Далее обратим внимание на значимость каждого раздела (технические упражнения, гаммы, этюды).
Технические упражнения.
С тех пор как существует искусство фортепианной игры, технические упражнения в том или ином виде применяются в процессе обучения и пианистического совершенствования. Они далеко не одинаковы по своим достоинствам. Наряду с упражнениями, в которых технически полезное органически сочетается с музыкально значительным, нередко встречаются и такие, которые преследуют узко технические цели.
Нередко возникает вопрос: нужны ли вообще специальные технические упражнения? Не лучше ли использовать для воспитания техники пианиста этюды и пьесы? Подобная постановка вопроса вряд ли уместна и справедлива:
- то, что не нужно для одних учащихся, может оказаться полезным для других;
- технические упражнения представляют собой великолепный материал для разыгрывания рук, они приводят руки в рабочее состояние;
- некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на пьесах;
- упражнения несомненно способствуют технической выдержке и уверенности исполнения;
- без упражнений работа подрастающего пианиста никогда не будет полной, упражнения не только содействуют поднятию техники на должную высоту, но и удерживают ее на этой высоте.
Говоря словами Листа, “упражняться” - это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам.
Внимание учащегося все время должно быть сконцентрировано на звуке, линии и ритме. Особенно важно постоянно следить за качеством туше, вырабатывая в процессе упражнения ровный, певучий и в то же время достаточно разнообразный по колориту звук.
Думать надо не только об ударе пальца, но и о его подъеме. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Упражняться можно в разных темпах; не всем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться; медленная игра – необходимое “профилактическое” условие всякого упражнения.
Полезно также играть некоторые упражнения каждой рукой отдельно – особенно тому учащемуся, кто еще не имеет достаточных технических навыков – и как можно чаще прибегать к piano, но с достаточным “погружением” в клавишу.
Первый опыт приходит к ученику тогда, когда он сумеет объединить звуки на одном движении сначала в пределах одной позиции без подкладывания первого пальца. В дальнейшем, при переходе от простых позиций к сложным усложняются и пианистические задачи. Связанные с развитием гибкости рук. Но тут надо быть осторожным, не форсировать техническое продвижение ученика, не давать заданий, превосходящих по трудности возможности учеников. Это приводит к большому количеству ошибок и порождает неправильные приемы игры, а также переутомляет детей.
Гаммы.
В работе над гаммами во главу угла ставим принцип методической целесообразности и весь материал предлагаем изучать по линии возрастающей трудности именно пианистического характера. Поэтому начинаем работу с гаммы Ми-мажор – самой удобной для рук.
Второй принцип, которым нужно руководствоваться – это принцип единства аппликатуры. Как гаммы, так и арпеджио можно подразделить на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап нужно объединить не только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная группировка (в частности одновременное изучение одноименных гамм) помогает более быстрому осмыслению и более точному усвоению материала. Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить немало времени и сил.
К занятиям по разучиванию гамм стоит приступать после того, как у ученика сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов. Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения, которые являются первым разделом модуля.
Разучивание гамм и арпеджио надо начинать с диапазона в две октавы, сперва отдельно каждой рукой, затем – двумя. Осмыслив построение гаммы и выучив ее, необходимо упражняться, играя ее от разных ступеней: умение сыграть от заданной ноты любую гамму позволит легко справиться с любым гаммообразным пассажем в музыкальном произведении.
Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития технических навыков у учащихся. Но как полезное сделать еще и интересным? Очень просто: никогда не забывать о конечной цели занятий техникой. Играть, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Проявить фантазию: варьировать штрихи и ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывать о динамических нюансах (играть с различными оттенками, использовать крещендо и диминуэндо), экспериментировать с тембровыми красками. Словом, не играть механически: следить за двигательными ощущениями и контролировать слухом художественный результат. В результате игра гамм и арпеджио станет занятием несравненно более полезным и к тому же по-настоящему увлекательным.
Этюды.
Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они тоже эффективно служат учащимися для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса, А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Например, в этюдах К. Черни основное внимание уделяется именно типовым формулам фортепианной литературы XIX века. Целесообразно и удобно построена партия аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических трудностей. Партия сопровождения призвана помочь ученику исполнить техническую формулу.
Многие этюды отлично “тонизируют” руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.
Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Появление нового фигурационного рисунка обычно сопряжено с изменением метроритмической организации аккомпанемента, что помогает быстро переключить внимание с одной технической формулы на другую. Метроритм в таких случаях служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям, ибо, как известно, восприятие временных соотношений тесно связано с двигательными моментами. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание пианиста будет активизировано.
Работа над этюдами – это не только упражнения для развития кисти, пальцев – это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения.
Другими словами можно сказать, что работа над этюдами воспитывает внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это есть главные принципы в организации рук и технических навыков.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что невозможно достигнуть высокого художественного результата, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.
Список использованной литературы.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1998.
- Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика-XXI, 2010.
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2008.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Дека-ВС, 2008.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1997.
Интернет-ресурсы.