Цель: ознакомление с особенностями устройства веера и создание из бросового материала декоративного веера (из одноразовых вилок).
Задачи:
- Придумать разнообразные формы и способы изготовления из разнообразных материалов веера.
- Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовить из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании.
- Сделать предварительные зарисовки, а затем макеты декоративных вееров.
- Формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение обучающихся.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Овладение компетенциями:
А)общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Должны уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- конструировать;
Должны знать:
- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: основы изобразительной грамоты, приемы аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.
Оборудование для гостей: вилки одноразовые, два полукруга из картона, клей “Момент” прозрачный, различные бусы, декоративные камни, стразы, ленты атласные, кружева, шитье, перья, ножницы, ветошь, клеенка на столы, влажные салфетки.
Зрительный ряд: презентация, оформление выставки из вееров, музыка.
Ход мероприятия
1. Выходят две студентки в нарядных платьях и ведут диалог
Студентка №1:
Век сегодняшний очень сложен,
Но сегодня грустить, не годится,
Разве бал в наше время возможен?
Или нам этот бал только снится?
Студентка №2:
Распахнули мы настежь двери,
И достигло предела волненье!
Давайте все вместе в сказку поверим.
Начинается бал! Вне сомненья!
Студентка №1:
Нравится нам 18 век,
Было красиво тогда.
Бал начинался в 17 часов,
Длился потом до утра.
Студентка №2:
Каждый кружиться в вальсе готов
И поддержать разговор.
Много про то написали стихов,
Учим мы их до сих пор.
2. Под музыку “Полонез” студентки танцуют с веерами.
Учитель:
Волшебный бал - мечта Принцесс
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотилась здесь
Для всех подарком долгожданным!
- Как вы думаете, почему мы необычно начали мастер-класс?
- Сегодня речь пойдет о веерах.
И тема нашего внеклассного мероприятия “Веер как элемент бытовой культуры высшего общества” (2слайд)
- Какова цель мероприятия? (ознакомление с особенностями устройства веера и создать декоративный веер из бросового материала веер) (3 слайд)
- Давайте послушаем информацию об истории возникновения веера.
(видеофрагмент)
- Итак, от какого глагола произошло слово веер ? (глагола “веять” — дуть обдавать потоком воздуха) (4 слайд)
- Назовите родину веера? (Восток) (5 слайд )
- Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.
- Веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой)
- Каково предназначение веера? Где, с какой целью использовался веер?
3. Повседневный и праздничный веер (6 слайд)
Студентка 1:
- В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала: ''Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок''. (6слайд)
Студентка 2:
- В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: ''Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''. (7 слайд)
Студентка 1:
В конце 19 века художники ''Мира искусства'' возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера). (8 слайд)
Студентка 2:
- Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью. (9 слайд)
- А вы знаете, что веер имеет свой особый язык? Какой, спросите вы?
4. Особый язык веера /выступление ..... (10 слайд)
- Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразный диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Язык веера читался в процессе ''разговора'', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных ''листиков''.
- В бытовой культуре 18 века существовало выражение ''махаться'' (т. е. вести любовную игру, ''роман''). Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т. е. молчит.
Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины.
Вот примеры этого языка: / показывает веером/
5. Выходит пара студентов под музыку (мальчик и девочка)
''Я замужем'' – говорит отмахиваясь развернутым веером;
''Вы мне безразличны'' – закрывается;
''Будьте довольны моей дружбой'' – открывается один листик;
''Ты мой кумир'' – полностью раскрыт.
“Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
“Убирайтесь прочь, вон!” - резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.
Чтобы выразить согласие да – следует приложить веер левой рукой к правой щеке;
Нет – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке
Я тебя люблю – правой рукой указать на сердце закрытым веером
Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону
Не приходи сегодня – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
Ожидание - похлопывание полураскрытым веером по раскрытой ладони.
Учитель:
- Оказывается, и цвет играл важную роль в языке общения.
- Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы. (10 слайд )
5. Танец вееров
- В настоящее время веера используются как элемент декора не только в помещении, но и в танце.
В это время студентки танцуют танец с веерами разных цветов под музыку.
- Черный – печаль
- Красный – радость
- Лиловый – смирение
- Голубой – постоянство, верность
- Желтый – отказ
- Коричневый – недолговечное счастье
- Черный с белым – разрушенный мир
Розовый с голубым – любовь и верность
Убранный блестками – твердость и доверие.
Учитель:
- С историей веера мы познакомились.
Предлагаю открыть свою творческую мастерскую по изготовлению вееров не из бумаги, картона, дерева, а из вилок.
6. Мастер-класс по изготовлению веера. (11 слайд)
- Работать вы будете в группах, так как одному изготовить хороший, красивый веер просто не хватит времени. У каждого будет своя работа. Одни изготавливают каркас, другие подготавливают будущий дизайн веера, третьи оформляют веер.
- Прежде, чем вы приступите к работе, познакомимся с техникой выполнения веера и вспомним технику безопасности при работе с клеем, ножницами.
-Так как супер-клей застывает и склеивает поверхности моментально, а также обладает рядом других особенностей, при работе с этим веществом следует соблюдать следующие правила безопасности:
1. Даже если вы будете максимально осторожны, капля клея все равно может попасть на одежду, поэтому позаботьтесь о защите одежды, пользуясь влажными салфетками.
2. Так как клей моментально схватывается при контакте с атмосферной влажностью, носик тюбика зачастую забивается. Поэтому перед повторным использованием его следует аккуратно прочистить иголкой или кончиком ножниц. Ни в коем случае не давите на тюбик в надежде пробить его силой — клей может выстрелить на приличное расстояние, и в лучшем случае вы испачкаете одежду или стол, в худшем — клей может попасть в глаза.
3. Направлять тюбик с клеем следует от себя, желательно вниз, стараясь максимально прикрыть его рукой, исключив тем самым возможность попадания супер клея в лицо, особенно в глаза — попав на оболочку глаз, клей вызывает серьезный ожог, что требует длительного лечения и медицинского вмешательства!
4. Сгибать и складывать начатый тюбик с суперклеем не стоит. Он очень легко ломается на сгибах — запачкаете руки, одежду или испортите склеиваемую деталь.
5. Кладем клей на подставочку, чтобы не испачкать поверхность.
Объяснение выполнения работы:
Вырезаем из картона два полукруга.
1. На первый полукруг наклеиваем с помощью клея “Момент” пластиковые вилки /веером/.
2. Сверху приклеиваем второй полукруг, получился веер.
3. Протянула ленту /кружева/ через 1-2 зубчика вилочек.
4. Инкрустировать бисером, декоративными камнями.
5. На полукруге выложила композицию из цветов /изготовленные из бумаги или ткани/.
- Можно поместить в рамочку, а можно на обратной стороне веера приклеить ленту липучку, вторую часть ленты приклеить на стену.
7. Итог мастер класса:
1. Выставка работ
2. Как вам работалось в нашей творческой мастерской? (рефлексия шаблонами улыбок)
3. Что вы испытывали?
4. О чем думали?
8. Рефлексия.
Мой веер изящен и лёгок,
послушен ему ветерок.
Ах, дамы! Пусть воздух намного
обдует вам пудру со щёк.
Послушная штучка такая.
Мой пленник! Гуляю я с ним.
Пусть вам он лицо приласкает
хоть чуть дуновеньем своим.
Позвольте закончить мастер-класс танцем “Полонез” на сцене .
Приглашаю всех на сцену (звучит музыка, все повторяют движение за хореографом)
Все танцуют с веерами.
Всем спасибо!
Источник информации:
1. http://yandex.ru/video/search?filmId=MF9KTfccUXI&text=
%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%
D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D1%80%D0%
B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%
20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA&_=
1454348304370&safety=1 (видеофрагмент (язык жеста веера))