Общеизвестно, что отсутствие орфографической зоркости или слабая её сформированность являются одной из главных причин допущенных на письме ошибок. Эта проблема касается не только учащихся начальной школы. Именно в 5-6 классах обнаруживается недостаток этого навыка у многих учащихся. В особо запущенных случаях речь идёт о том, что ребёнку ставят диагноз "дисграфия",что само по себе является психотравмирующим фактором и вовсе не помогает ученику овладеть знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в школе.
Вот почему умение обнаруживать орфограммы,так называемая орфографическая зоркость,является основным, базовым орфографическим умением. Прежде всего, учителю необходимо научить ребёнка ставить перед собой орфографические задачи, а затем учить их решению. Школьников необходимо научить распознаванию тех опознавательных признаков, по которым они могли бы обнаруживать большинство орфограмм. Ведь зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок знает правило, но не может применить его или же вовсе не может распознать орфограмму, если упражнение на данную орфограмму появляется через одну - две темы после изученного материала.
Наибольшую трудность представляют слова с непроверяемыми написаниями, а также слова с чередующимся гласными в корне слов и непроизносимыми согласными. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания правильного написания, являются этимологический анализ и система упражнений.
При чём упражнения следует выполнять в определённой последовательности:
1. Письмо с проговариванием. Слова необходимо проговаривать по слогам, чтобы задействовать несколько видов памяти: моторную,зрительную,слуховую. В таких упражнениях не должно быть пропуска букв! Если мы имеем дело с непроверяемыми гласными, это слово следует запомнить, если же речь идёт,например, о правиле написания слов с чередующимися гласными в корне слова, то ребёнок должен объяснить, почему в этом слове надо писать именно эту букву.
2. Списывание двух видов: простое и осложнённое. В первом случае перед учащимся ставится задача воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором-списыванию предшествует выполнение того или иного задания по теме, которая воспроизводится в материале списывания, либо включает в себя дополнительные задания. В процессе списывания работают несколько видов памяти, что представляется наиболее важным умением в процессе обучения. Так же воспитывается самостоятельность при выполнении заданий.
3. Комментированное письмо. Это письменное задание на основе проговаривания по слогам. Важно, чтобы учащиеся работали все одновременно с комментатором. В комментированное письмо со наряду с сильными учениками включаются и более слабые ребята. Этот вид работы развивает внимание к слову,его значению,речь учащихся ( что приобретает важное значение в связи в возвращением в школьный экзамен по русскому языку устной части), а так же фонематический слух.
4. Грамматические разминки. Проводится обычно в начале урока, настраивает учащихся на рабочий ритм. Например: с большой или маленькой буквы, какую букву писать: П или Б, Е или И и почему. Такие разминки я обычно составляю на основе анализа ошибок, допущенных учащимися в письменных работах.
5. Работа над ошибками. Этот вид учебной деятельности воспитывает у учащихся орфографическую зоркость и ответственное отношение к письму, стремление грамотно оформлять свои мысли. Работа над ошибками обязательно контролируется и проверяется учителем.
Таким образом, система работы по предупреждению ошибок позволяет уменьшить их число в несколько раз, тем самым формирует у учащихся навыки осознанного грамотного письма, что, в свою очередь, является одной из основных задач учителя русского языка.