Устройство настольного сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке

Разделы: Технология, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Технологическая карта урока

Тема: Устройство настольного сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке. Тип: комбинированный
Цель Дидактическая цель:
  • изучение назначения, устройства и принципа работы настольного сверлильного станка;
  • выполнение пробных упражнений по сверлению отверстий в заготовках из конструкционных материалов.

Деятельностная цель:

  • формирование понятий из области машиноведения непосредственно на сверлильном станке: “деталь”, “механизм”, “машина”;
  • формирование технико-технологического мышления при усвоении сущности обработки материалов резанием с помощью сверла (материализованное восприятие принципа работы сверлильного станка).

Образовательная цель:

  • расширение кругозора обучающихся по устройству технологических машин;
  • формирование умения применять сверлильные станки в производственных процессах по изготовлению изделий из конструкционных материалов с соблюдением правил безопасной работы.
Задачи Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности:
  • на примере любой технологической машины ознакомить учащихся с понятиями: “деталь”, “механизм”, “машина”;
  • ознакомить учащихся с устройством настольного сверлильного станка (с основными частями станка и их назначением);
  • ознакомить учащихся с алгоритмом действий при выполнении отверстий с применением сверлильного станка;
  • ознакомить учащихся с Правилами безопасной работы на сверлильном станке.

Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено на предыдущем уроке (выполнение отверстий без применения станка);
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению отверстий в заготовках из конструкционных материалов с применением сверлильного станка.

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы и работы в бригадах (в парах) при выполнении практических работ;
  • воспитывать аккуратность, внимательность и ответственность за выполненную работу;
  • воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской.
Планируемые результаты
Предметные:
  • иметь представление об этапах целостного
  • процесса изучения технологических машин,
  • имеющихся в школьной мастерской;
  • усваивать понятия: “деталь”, “механизм”, “машина”, уметь различать их на станке;
  • понимать назначение, устройство и принцип работы сверлильного станка;
  • устанавливать связь между видом работы и используемыми материалами (заготовками), инструментами и приспособлениями;
  • выполнять пробные сверлильные операции в соответствии с правилами ТБ при работе на сверлильном станке;
  • осознавать значимость соблюдения правил безопасной работы на сверлильном станке;
  • использовать новые технологии представления информации по теме урока, привязанной к параграфу 29 ЭФУ.
Метапредметные:
  • ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя (стенды, плакаты, технологические машины, технологическая оснастка);
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
  • осваивать способы организации рабочего места по сверлению заготовок из конструкционных материалов с соблюдением правил безопасной работы;
  • взаимодействовать с товарищами по бригаде (в парах), обсуждать полученную информацию;
  • использовать информацию из §29 ЭФУ для решения познавательных и коммуникативных задач по теме урока.
Личностные:
  • проявлять интерес к изучению технологии, стремление овладевать навыками ручного и машинного труда;
  • осваивать роль ученика на основе правил поведения в учебной мастерской;
  • представлять целостный технологический процесс по выполнению отверстий в заготовках из конструкционных материалов с применением сверлильного станка;
  • понимать значимость рабочего места коллективного пользования и рабочего места индивидуального пользования;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при изучении и освоении технологических машинах;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при освоении ЭФУ.
Межпредметные связи
Содержание учебного материала:
  • основные виды движения в станке и механизмах технологических машин,
  • прорези в столе сверлильного станка; реечная передача,
  • практическая работа на сверлильном станке.
Используемые понятия:
  • вращательное и поступательное движение,
  • пересекающиеся и параллельные прямые линии,
  • момент силы, трение, нагревание тел.
Предмет:
  • технология,
  • математика,
  • технология.
Ресурсы урока
Для учителя:
  • рабочая программа для 5-х классов;
  • пособие для учителя: Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : методическое пособие / А. Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 98 – 101;
  • персональный компьютер, проектор, принтер;
  • обучающие стенды по изучению технологических машин;
  • заготовки из конструкционных материалов;
  • оборудование слесарной мастерской;
  • инструменты для измерений и разметки заготовок из
  • конструкционных материалов;
  • объекты труда в 5-ом классе, образцы изделий.
Для учащихся:
  • электронный учебник: Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : электронный учебник/приложение / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 141 – 146;
  • спецодежда, рабочая тетрадь, инструменты для измерений и разметки заготовок из конструкционных материалов;
  • персональный компьютер – ноутбук (один на бригаду);
  • обучающие стенды, плакаты;
  • слесарный верстак, настольный сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски, сверла, подкладные доски;
  • объекты труда для 5-х кл., выполненные учащимися прошлых лет;
  • заготовки для пробного сверления.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика
Мотивация познавательной деятельности
1. Приветствует и показывает учащихся предметы, находящиеся на демонстрационном столе (“деталь”, “механизм”, “машина”).

2. Знакомит учащихся с обучающими стендами и плакатами, инструментами и приспособлениями для сверлильных работ. Создает положительный эмоциональный настрой.

3. Демонстрирует объекты труда, выполненные учащимися прошлых лет, которые содержат отверстия различных размеров.

4. Демонстрирует пробное выполнение отверстия на сверлильном станке, как это действие выполняли учащиеся прошлого года.

5. Как бы Вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? Помогает учащимся справиться с технической терминологией.

1. Рассматривают предметы, находящиеся на демонстрационном столе (“деталь”, “механизм”, “машина”). Задают вопросы.

2. Рассматривают обучающие стенды и плакаты, инструменты и приспособления для сверлильных работ, рассуждают о предстоящей деятельности.

3. Вспоминают материал предыдущей темы, высказывают аргументы. Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы.

4. Рассматривают образцы деталей с отверстиями выполненные учащимися прошлых лет, задают вопросы.

5. Пытаются сформулировать свою точку зрения о предстоящей работе, аргументируют ответы.

Актуализация необходимых знаний
1. Подводит учащихся к постановке целей урока и предлагает примерную модель действий, наметив траекторию деятельности (работа в бригадах, индивидуально).

2. Обращает внимание на последовательность ознакомления с новым материалом на рабочих местах учащихся (план работы по изучению и освоению настольного сверлильного станка).

3. Напоминает об инструментах и приспособлениях, с помощью которых возможно выполнять отверстия в заготовках из конструкционных материалов (материал предыдущего урока).

1. Вспоминают и анализируют действия предыдущей темы урока (сверление отверстий ручной дрелью, пробивание отверстий в заготовках из тонколистового металла), соизмеряют ручной труд с машинными технологиями обработки материалов.

2. Высказывают предложения о том, что они сегодня должны изучить и как этот учебный материал необходимо использовать на первом этапе самостоятельной работы (как теорию соединить с практикой)

3. Виртуально представляют себе финальное действие по завершению изучения настольного сверлильного станка (пробное сверление).

Открытие нового (I этап)
1. В режиме работы по бригадам (по парам) предлагает учащимся ознакомиться непосредственно на материальной части сверлильного станка с местом расположения основных частей сверлильного станка и их назначением (Практическая работа №27, пункты 1-3).

2. Знакомит учащихся с последовательностью выполнения самостоятельной работы на первом этапе:

  • изучить основные части настольного сверлильного станка и их назначение, записать в рабочую тетрадь названия основных частей;
  • выполнить два контрольно-измерительных задания, привязанных к параграфу 29 с.142 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ (по устройству станка).

3. Указывает учащимся на конструктивные особенности сверлильных станков, имеющихся в школьной мастерской. Отмечает некоторые отличия устройства сверлильного станка изображённого на рисунке 139 (учебник для учащихся "Индустриальные технологии : 5 класс").

4. Знакомит учащихся с главным движением сверлильного станка и движением подачи. Демонстрирует физическую сущность принципа работы сверлильного станка.

1. Наблюдают за показом учителя, рассматривают обучающий стенд по изучению основных частей станка, задают вопросы.

2. Знакомятся с последовательностью выполнения самостоятельной работы на первом этапе:

  • изучить основные части сверлильного станка и их назначение, записать в рабочую тетрадь названия основных частей;
  • выполнить два контрольно-измерительных задания, привязанных к параграфу 29 с.142 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ (по устройству станка).

1. Соизмеряют свою готовность к реализации первого этапа работы: определить место расположения основных частей сверлильного станка и их назначение. Задают вопросы.

2. Знакомятся с принципом работы сверлильного станка (материализованное восприятие принципа работы сверлильного станка). Наблюдают за показом учителя:

  • демонстрация главного движения сверлильного станка;
  • демонстрация движения подачи;
  • демонстрация сущности полезной работы сверлильного станка.
Первый этап самостоятельной работы
1. Предлагает форму работы по бригадам и индивидуально, назначает ответственных лиц.

2. Распределяет бригады (по парам) на семь сверлильных станков (все сверлильные станки отключены от электросети).

3. Указывает учащимся на место положения обучающего материала для выполнения самостоятельной работы по изучению устройства настольного сверлильного станка (обучающий стенд, учебник, раздаточный материал, плакаты, образцы деталей, механизмов, машин, относящиеся к сверлильному станку).

4. Контролирует действия учащихся при работе с материальной частью сверлильного станка, по необходимости оказывает помощь.

5. Демонстрирует учащимся через проектор на экран для общего просмотра место нахождения двух контрольно-измерительных заданий, привязанных к параграфу 29 с.142 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ (по устройству настольного сверлильного станка).

6. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения двух контрольно-измерительных заданий.

1. По бригадам распределяются на рабочие места возле сверлильных  станков (семь бригад по два человека).

2. Приступают к изучению материальной части сверлильного станка (все сверлильные станки отключены от электросети).

3. Сравнивают конструкцию сверлильного станка, имеющегося в распоряжении бригады с рисунком 139 учебника технологии, обсуждают внутри бригады, задают вопросы.

4. Выполняют самостоятельную работу на рабочем месте возле сверлильных станков. Выписывают название основных частей сверлильного станка (руководствуются при этом обучающим стендом и учебником).

5. По мере завершения I этапа самостоятельной работы знакомятся с контрольно-измерительными заданиями привязанными к параграфу 29 с.142 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ (по устройству настольного сверлильного станка). При необходимости задают вопросы.

6. По бригадам выполняют два контрольно-измерительных задания по устройству настольного сверлильного станка.

Открытие нового (II этап)
1. Во фронтальном режиме демонстрирует последовательность подготовки настольного сверлильного станка к работе.

2. Указывает учащимся на необходимость соблюдения Правил безопасной работы на сверлильном станке (Правила размещены на каждом рабочем месте).

3. Во фронтальном режиме демонстрирует алгоритм действий при выполнении отверстий с применением сверлильного станка (Памятки о последовательности действий при выполнении отверстий на сверлильном станке размещены на рабочих местах).

4. Напоминает о необходимости соблюдения Правил техники безопасности при работе на сверлильном станке.

5. Демонстрирует правильные приемы работы по выполнению пробного сверления с установкой заготовки в машинных тисках.

6. Демонстрирует правильные приемы работы по выполнению пробного сверления при удержании заготовки ручными тисками.

1. Наблюдают за показом учителя, обращают внимание на технологическую последовательность подготовки настольного сверлильного станка к работе, задают вопросы.

2. Соизмеряют собственную готовность к выполнению самостоятельной работы на сверлильном станке.

3. Обращают внимание на организацию рабочего места для выполнения сверлильных работ.

4. Знакомятся с Памяткой о последовательности действий при выполнении отверстий на сверлильном станке (Памятки размещены на каждом рабочем месте).

5. Знакомятся с Правилами техники безопасности при работе на сверлильном станке (Правила техники безопасности при работе на сверлильном станке размещены на каждом рабочем месте).

6. Осознают ответственность работы на сверлильном станке под руководством учителя.

Второй этап самостоятельной работы
1. Предлагает форму работы по бригадам и индивидуально. Контролирует распределение бригад (по парам) на семь сверлильных станков (все сверлильные станки подключаются к электросети по команде учителя).

2. Контролирует правильность подготовки сверлильного станка к работе. Напоминает учащимся о необходимости соблюдения Правил безопасной работы на сверлильном станке (Правила размещены на каждом рабочем месте).

3. Контролирует правильность выполнения алгоритма действий при подготовке заготовки для пробного сверления (Памятки размещены на каждом рабочем месте).

4. Контролирует правильность исполнения приемов пробного сверления отверстий с установкой заготовки в машинных тисках и при удержании заготовки ручными тисками (по мере необходимости оказывает помощь).

5. По мере завершения II этапа самостоятельной работы знакомит учащихся через проектор на экран с двумя контрольно-измерительными заданиями, привязанными к параграфу 29 с.144 ЭФУ (последовательность действий при сверлении отверстий) и параграф 29 с.146 ЭФУ (ТБ при работе на сверлильном станке).

6. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения двух контрольно-измерительных заданий.

1. По бригадам настраиваются к выполнению практической работы. Ожидают команду учителя о подключении станков к электросети.

2. Отрабатывают по Памятке алгоритм действий по подготовке сверлильного станка к работе. Осуществляют взаимоконтроль своих действий внутри бригады.

3. Пытаются осуществлять первое пробное сверление заготовки из древесины. Отрабатывают по Памятке алгоритм действий по подготовке заготовки к сверлению отверстий. Отрабатывают в комплексе главное движение станка и движение подачи при сверлении заготовки из древесины.

4. Контролируют свои действия, осмысливают и соблюдают Правила безопасной работы на сверлильном станке.

5. Отрабатывают приемы пробного сверления с установкой заготовки в машинных тисках и при удержании заготовки ручными тисками.

6. По мере обретения опыта сверления деревянных заготовок, отрабатывают приемы пробного сверления отверстий в заготовках из металла. Соблюдают Правила безопасной работы на станке.

7. По мере завершения II этапа самостоятельной работы приступают к выполнению двух контрольно-измерительных заданий, привязанных к параграфу 29 с.144 ЭФУ (последовательность действий при сверлении отверстий) и параграф 29 с.146 ЭФУ (ТБ при работе на сверлильном станке).

Рефлексия. Итог урока
1. Проверяет в режиме наблюдения, как учащиеся освоили материал по изучению настольного сверлильного станка.

2. Проверяет на рабочих местах правильность выполнения I этапа самостоятельной работы:

  • названия основных частей сверлильного станка;
  • два контрольно-измерительных задания по устройству станка.

3. Проверяет на рабочих местах правильность выполнения II этапа самостоятельной работы:

  • сверление отверстий с установкой заготовки в машинных тисках и при удержании заготовки ручными тисками;
  • два контрольно-измерительных задания по освоению алгоритма действий при сверлении отверстий и соблюдения Правил ТБ при работе на станке.

4. Предлагает учащимся воспринять следующие критерии оценки

  • качества работы на данном уроке:
  • правильность выполнения записей: названия основных частей настольного сверлильного станка;
  • правильность выполнения двух контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 29 с.142 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ;
  • правильность выполнения приемов сверления на станке;
  • правильность выполнения двух контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 29 с.144 ЭФУ и параграф 29 с.146 ЭФУ;
  • соблюдение правил безопасной работы.

5. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу.

6. По бригадам (и индивидуально) выставляет комплексную оценку:

  • по результатам записей в рабочей тетради;
  • по результатам выполнения четырёх контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 29 ЭФУ;
  • по результатам освоения последовательности действий при
  • сверлении отверстий на станке;
  • по результатам соблюдения правил безопасной работы.
1. Сопоставляют выполненную работу в рабочей тетради "Основные части настольного сверлильного станка" с эталоном. По мере необходимости корректируют свои записи красным цветом.

2. По мере необходимости возвращаются к выполнению контрольно-измерительного задания, привязанного к параграфу 29 с.144 ЭФУ и в качестве помощи используют информацию из учебника Практическая работа №27, пункты 4, 5, 6, 7.

3. Совместно с учителем делают выводы по изученному материалу. Обсуждают критерии оценки качества работы на данном уроке.

Рефлексия урока:

Мне удалось справиться с комплексным заданием “качественно” или “я предполагал, что получится лучше”...

Мне лучше удалось справиться с заданием теоретического характера (записи в рабочей тетради, выполнение контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 29 с.142, 144, 146 ЭФУ) или с практическим заданием (освоение приемов сверления заготовок из конструкционных материалов на станке).

Я испытал трудности – при выполнении контрольно-измерительного задания привязанного к параграфу 29 с.144 ЭФУ (последовательность действий при сверлении отверстий).

Я узнал – что такое механическая обработка материалов.

Я научился подготавливать рабочее место для сверлильных работ, применять машинные или ручные тиски для крепления заготовки.

Я реализовал первую попытку: выполнять отверстия в заготовках из древесины и металла с применением сверлильного станка (руководствуясь Памяткой о последовательности действий).

Мне пригодится это – при выполнении дальнейшей практической работы по изготовлению деталей содержащих отверстия различных размеров. При необходимости я могу объяснить другу или папе как работают с заготовками из конструкционных материалов на сверлильном станке.

Домашнее задание: Найти в Интернете информацию о том, какие ещё существуют настольные сверлильные станки для школьных мастерских, кроме изученных на данном уроке (скопировать их изображение).

Какие инструменты применяются для разметки центров отверстий в заготовках из древесины и металла?

Приложение.